Повышение эффективности обучения физике с применением электронных средств обучения в условиях перехода на новый ФГОС ООО

Иванова Н.Ю., ivanovanata@yandex.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов", г.Реутов Московской области

Чем больше человек понимает, тем сильнее в нем желание понимать.
Фома Аквинский

Аннотация

В современных условиях перед учителем встают новые педагогические, методические и организационные задачи, направленные на повышение эффективности обучения предмету. И в их решении немалую роль может сыграть методически обоснованное использование различных цифровых образовательных ресурсов, как на уроках, так и во внеурочное время. Именно благодаря активному использованию мультимедийных программ и электронных пособий возрастает познавательная деятельность учащихся. Обращаясь к задачам, которые стоят перед школой в условиях нового образовательного стандарта, можно уже сейчас с уверенностью утверждать, что  использование современных ИК-технологий в обучении позволит успешно решать многие из обозначенных задач и достигать поставленных целей.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронные средства обучения, физика, эффективность обучения

В системе предметов общеобразовательной школы курс физики представлен в предметной области "Естественнонаучные предметы". Назначение предмета "Физика" в основной школе состоит в создании системообразующего ядра для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Изучение физики в основной школе направлено на:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;
  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов;
  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Новый Федеральный стандарт основного общего образования предполагает также формирование и развитие ИК-компетентности обучающихся и достижение метапредметных результатов, среди которых:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Естественно, что в современных условиях перед учителем встают новые педагогические, методические и организационные задачи, направленные на повышение эффективности обучения предмету. И в их решении немалую роль может сыграть методически обоснованное использование различных электронных образовательных ресурсов, как на уроках, так и во внеурочное время. Среди электронных комплексов и программ по физике хочется выделить образовательный комплекс (далее ОК) "1С:Школа. Физика, 7 кл., 2-е изд.", который содержит темы школьного курса физики для 7-го класса, соответствующие темам учебника А.В. Перышкина. ОК является учебником нового поколения, активно использующим идеи иллюстрирования материала мультимедиа-объектами и объектами интерактивного взаимодействия ученика с компьютером в ходе ознакомления с содержанием параграфа.

В составе образовательного комплекса - более 900 медиаобъектов, в том числе 28 анимаций и 19 видеофрагментов; 26 интерактивных моделей; 491 интерактивное задание. Все материалы ОК связаны гипертекстовыми ссылками.

Во время проведения учебных занятий в классе, оборудованном 12-15 ноутбуками, ученики имеют возможность работать с материалом ОК в индивидуальном темпе, возвращаться к заданиям, в которых была допущена ошибка.

При фронтальной работе класса с интерактивной доской повышается интерес к выполнению контрольных заданий, поскольку все учащиеся следят за действиями отвечающего ученика и контролируют правильность выполнения задания. Практика использования образовательного комплекса показала, что именно благодаря применению ИК-технологий повышается познавательная активность у "слабых" учеников, снимается страх перед ошибкой в ответе, возрастает заинтересованность в поиске правильного решения.

Продолжение изучения физики в 8 классе сопровождается использованием образовательного комплекса "1С:Школа. Физика, 8 кл.", содержащего анимированные презентации, обучающие интерактивные задания и тренажеры ко всем темам курса физики 8-го класса. Курс включает более 1000 медиаобъектов, в том числе: 137 анимаций, 56 тренажеров, 28 видеофрагментов, 22 интерактивные модели и таблицы, повышающие наглядность изучаемого материала и эффективность его усвоения.

Не секрет, что далеко не каждая школы оборудована современным лабораторным оборудованием. К тому же зачастую работа с оборудованием замедляет темп урока, а в некоторых случаях требуется длительная подготовка к демонстрации какого-либо эксперимента. Здесь учителю на помощи могут прийти виртуальные лаборатории серии "1С:Образовательная коллекция". В настоящее время в образовательном учреждении используются электронные средства обучения  "1C:Образовательная коллекция. Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория" и "1С:Образовательная коллекция. Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей". Следует отметить высокую функциональность указанных программных продуктов. С их помощью возможно проводить многочисленные лабораторные работы и изучать компьютерные модели, которые дают представление о явлениях, изучение которых вызывает особые затруднения у учеников.

При сборке реальной электрической цепи при неверном подключении элементов возможен полный выход их строя измерительных приборов или перегорание ламп. При проведении виртуального эксперимента ученик имеет возможность убедиться в необходимости правильного соединения элементов, получить представление о возможных последствиях, и лишь затем имеет смысл переходить к лабораторным работам с реальными физическими приборами.

При изучении волновых свойств света учитель, как правило, не имеет возможности продемонстрировать сразу всему классу те или иные явления, это неизбежно снижает темп урока и его эффективность. Компьютерная модель позволяет решить эту проблему. Особенно эффективной оказывается самостоятельная парная работа учеников с ноутбуками. В процессе изучения материала происходит взаимообмен полученными знаниями, ученики демонстрируют своим товарищам новые свойства и эффекты изучаемого явления.

В 2013 году, при изучении волновой оптики в 11 классе, ученики высказались таким образом: "Жаль, что у нас не было таких программ по другим темам" По оценкам самих учащихся, использование электронных ресурсов на уроках помогает им глубже понять изучаемые явления, воочию увидеть, какие изменения происходят при варьировании различных параметров системы.

Именно благодаря активному использованию мультимедийных ресурсов и электронных пособий возрастает познавательная деятельность учащихся. Они имеют возможность продолжить изучение темы самостоятельно, во внеурочное время либо в домашних условиях. Не секрет, что современные ученики являются уверенными и активными пользователями компьютера, они быстро осваивают новые программные продукты, а, следовательно, имеют возможность приобрести и расширить свои знания по предмету. Возвращаясь к задачам, которые предстоит решить школьному образованию в условиях нового образовательного стандарта, можно уже сейчас с уверенностью утверждать, что грамотное и методически обоснованное использование современных ИК-технологий в обучении позволит успешно решать многие из обозначенных задач и достигать целей, поставленных перед школой.

Литература

  1. Перышкин А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013