О применении методологической основы ФГОС при изучении физики в школе с использованием ИТ

Попова О.Н., Солодова Е.М., O_N_Popova@mail.ru, sem654@mail.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 654 имени А.Д. Фридмана (ГБОУ СОШ № 654 им. А.Д. Фридмана)

 

Аннотация

Практическим использованием методологической основы ФГОС служит методика деятельностного подхода в обучении физики в средней школе. Эта методика позволяет принципиально изменить существующую схему обучения: преподавание предмета ориентировано на организацию тех деятельностей, которыми должны овладеть учащиеся в конце освоения образовательной программы, что позволит достичь результатов, сформулированных в ФГОСе. Нашей задачей является автоматизация контроля усвоения учащимися материала на уроках и онлайн-доступ к учебному контенту, что существенно повышают эффективность применения деятельностного подхода. На наш взгляд продуктами, которые позволят полностью решить эту задачу являются "Комплект электронных учебных материалов для школы по физике 1С", "1С:Образование 5. Школа" и "1С:Физический конструктор 1.5".

Ключевые слова: средняя школа; физика; ФГОС; деятельностный подход; онлайн; обучение; дистанционное; образование; автоматизация; контроль знаний; усвоение материала.

Методологической основой ФГОС служит системно-деятельностный подход [1]. Реализовать этот подход, на наш взгляд, позволяет методика деятельностного подхода в обучении физике, основанная на философской категории "Человеческая деятельность" и деятельностной теории учения психологов П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др. Базовые положения этой методики представлены в литературе [2-5]. Данная методика позволяет изменить традиционный подход в обучении: ученики на уроках создают знания и применяют эти знания в конкретных ситуациях, а учитель выступает в роли организатора и помощника  деятельности учащихся. Такой подход в обучении позволяет повысить эффективность урока: ученики лучше понимают новые знания; овладевают логикой создания знаний, а, следовательно, формируются как творческие личности; приобретают умение решать проблемы в разных областях деятельности с опорой на научные знания.

Приведем пример описания фрагмента урока, на котором учащиеся создают знание о механическом движении тела. В начале урока учитель показывает примеры разных движущихся тел и задает вопрос: "Что общего вы находите у этих тел?" Учащиеся отвечают, что эти тела движутся. Далее в беседе учитель устанавливает с учащимися признаки движения тел и побуждает их самих сформулировать определение механического движения. После этого учащиеся записывают тему урока и самостоятельно записывают определение термина "Механическое движение тела". После этого учащихся с помощью учителя анализируют содержания этого термина, вводят понятия о телах наблюдения и отсчета. Затем учитель организует работу учащихся по решению задач-упражнений на распознавание механического движения. Так как знания переведены в деятельность, то усвоение этого знания происходит только через многократное выполнение этой деятельности.

Психологами установлено, что количество ситуаций, в которых должна осуществляться такая деятельность должно быть не менее восьми. Из многолетнего опыта работы с учениками по данной методике мы заметили, что разные ученики усваивают новый материал с разной скоростью: одним достаточно выполнить 2-3 задания, а другим требуется выполнить все задания, чтобы в дальнейшем они могли безошибочно применять новые для них знания. Некоторым учащимся необходимо дополнительно заняться материалом самостоятельно во внеурочное время для полноценного усвоения материала, особенно если они недостаточно подробно законспектировали материал или пропустили урок. Также, чтобы повысить эффективность деятельностного подхода, можно использовать интерактивную среду для моделирования различных физических процессов. Соответственно, встает задача:

  1. дать на уроке всем учащимся набор задач для проверки усвоения материала так, чтобы у всех учеников были различные числовые данные или различные задачи, чтобы исключить списывание;
  2. осуществить автоматический контроль правильности выполнения этих задач в реальном времени;
  3. создавать и постоянно обновлять отчет о выполнении задач учащимися на компьютере учителя, чтобы педагог мог выявлять проблемные моменты и при необходимости позволил учащимся подойти к проблемным вопросам с другой точки зрения;
  4. создать онлайн-доступ к материалам всех пройденных уроков;
  5. обеспечить учащихся интерактивной средой для моделирования различных физических процессов.

На данный момент у нас в школе реализован только четвертый пункт посредством создания групп в социальных сетях, где выложен соответствующий контент (текст, картинки, видеоролики).

Учащиеся и их родители дают положительную оценку возможности дистанционно изучать учебный материал уроков в домашних условиях. Такая обратная связь способствовала разработке контента только для дистанционного обучения учащихся физике в домашних условиях. Примером является урок "Механическое движение", который был адаптирован для такого вида обучения  (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,40964/Itemid,118/).

Что касается пунктов 1, 2, 3, 5 поставленной задачи, то сейчас у нас есть вся техническая база (ноутбуки для каждого ученика и компьютер для учителя, объединенные в локальную сеть), и ведется исследование возможных программных продуктов, позволяющих решить поставленную задачу.

Рассмотрим как продукты "1С" способны решить эту задачу. Система программ "1С: Образование 5. Школа" полностью позволяет решить пункты 1-3, при этом далеко выходя за рамки решения поставленных задач. Она позволяет работать ученикам не только на уроке, но и дистанционно, что не просто решает еще и задачу обеспечения онлайн-доступа к информационному контенту (пункт 4), но и расширяет его, позволяя сделать этот контент интерактивным. Ученик сможет осуществлять контроль своих знаний так же, как и на уроке, благодаря возможности удаленного доступа ко всем ресурсам системы, только делать это в более комфортной обстановке и без жестких временных ограничений.

Комплект электронных учебных материалов для школы по физике от "1С" позволяет сделать весь преподносимый материал более наглядным и увлекательным. Он позволяет повысить качество усвоения знаний ученика как в классе, так и на дому.

"1С:Физический конструктор 1.5" позволяет учителю создавать контрольные задания, интерактивные модели-эксперименты и обучающие материалы, а также организовывать проектную деятельность и командную работу учеников. Это существенно повышает эффективность применения деятельностного подхода в обучении физики.

Помимо решения задач школьного образования и поднятия его на качественно другой уровень, такое применение ИТ имеет более широкие перспективы: оно может быть использовано в новых формах обучения (семейное образование и самообразования), при использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Литература

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты: http://standart.edu.ru/
  2. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1,2,3-М.:МПГУ,2001-2007.
  3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий.//Теории учения. Хрестоматия. Ч.1. Отечественные теории учения/ под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской.-М.: Редакционно-издательский центр Помощь, 1996.
  4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.:МГУ,1975.
  5. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.-М.: Политиздат, 1974.