Применение электронных изданий 1С в образовательном процессе

Артемьева Е. С., Чайков С. Г. es-art@mail.ru
ГБОУ СПО "Калужский государственный машиностроительный колледж", ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики" калужский филиал

Аннотация

Применение электронных изданий фирмы "1С" расширяет возможности преподавателей и студентов, интенсифицирует образовательный процесс, активизирует деятельность учащихся.

Ключевые слова: электронное издание, самостоятельное обучение, активизация усвоения знаний.

С 2004 года в Калужском технологическом колледже, а с 2008 года в Калужском государственном машиностроительном колледже и КФ СПбГУСЭ преподаватели используют для обучения студентов электронные издания (ЭИ) 1С.

В связи с новыми требованиями ФГОС важны не только результаты обучения, но и сам процесс обучения, который должен строиться исходя из равенства всех участников образовательного процесса, индивидуализации обучения, включения учащихся в поисковую деятельность. Современные средства обучения (компьютер, Интернет, мультимедиаколлекция и т.д.), не снижая ведущей роли преподавателя, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.

Нами используются во время занятий: электронные издания (ЭИ) фирмы "1С": "1С:Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель" [1] , "1С:Образовательная коллекция. Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без" [2] и "1C:Школа. Химия, 8 класс" [3]. При помощи этих ЭИ нами создаются слайд-фильмы, включающие видеофрагменты опытов, особенно технически сложных или невозможных к показу в условиях образовательного учреждения, фотографии химических веществ, интерактивные обучающие задания (ИОЗ), решение задач, справочная информация. Использование ИКТ как средства обучения позволяет разрешить некоторые проблемы обучения, увеличивает возможности преподавателя и учащихся: значительно расширяет возможности предъявления учебной информации; позволяет усилить мотивацию учения; активно вовлекает учащихся в образовательный процесс; расширяет набор решаемых учебных задач; позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления образовательным процессом; способствует формированию у учащихся рефлексии самостоятельной учебной деятельности. Можно выделить несколько вариантов обучения при помощи ИКТ: первая, когда учащиеся индивидуально работают за компьютерами с обучающим ЭИ. Порядок предъявления заданий, оценивание правильности ответов и оказание необходимой помощи определяется программной средой. Например, при выполнении лабораторно-практических работ учащиеся индивидуально работают с ЭИ, выполняя решение задач, каждый своего уровня. Они имеют возможность выбирать из нескольких заданий, и решать не одну, а несколько задач. При этом учитель может не контролировать правильность решения каждого учащегося, контроль за него выполняет программа. Это очень удобно, так как обычно такой контроль со стороны учителя осуществляется лишь фрагментарно, что позволяет учащимся двигаться в неправильном направлении при выполнении решения и терять время. Обучение при помощи ИКТ может происходить и без участия преподавателя, например, при работе с ИОЗ.

Вторая возможность применения ИКТ в образовательном процессе заключается в использовании педагогом при подготовке к занятиям и непосредственно при фронтальной, групповой или индивидуальной формах обучения.

Например: наблюдение при демонстрации видеофрагментов опытов с помощью компьютера служит отправным моментом в приобретении знаний, преподаватель вербально руководит мыслительной деятельностью учащихся, выявляет связи и отношения наблюдаемых явлений с информацией, уже известной учащимся, способствует восприятию ими новых знаний непосредственно из опыта. Студенты наблюдают протекание химических реакций, анализируют поступающую информацию, связывают ее с известными свойствами веществ. Возникает проблемная ситуация, способствующая лучшему пониманию химических свойств веществ, при разрешении которой осуществляется обучение.

При обучении химии зрительный канал поступления информации является наиболее важным, однако необходимо использовать и слуховой анализатор. Не достаточно только показывать фотографии, уравнения, видеофрагменты, важно методически правильно использовать возможности ИКТ. Например, при изучении темы "Краткая характеристика подгруппы азота. Азот, его свойства и соединения" при демонстрации опыта "Каталитическое окисление аммиака" при помощи ПК, учащиеся не просто наблюдают видеофрагмент и слушают комментарии к нему (это пассивное обучение), они активно мыслят, пытаясь найти ответы на вопросы, которые учитель задал перед просмотром видео фрагмента. Этот прием позволяет активизировать процесс усвоения знаний во время занятия.


Рис. 1. Слайд с заданиями

Создание проблемных ситуаций, которые можно разрешать при помощи ИКТ, пробуждает интерес у учащихся, способствует активизации мышления, приводит к осознанному усвоению темы.

После показа опыта студенты отвечают на вопросы, которые получили до демонстрации:

  1. Какой катализатор использовался для проведения реакции?
  2. Какие условия необходимы для начала реакции?
  3. Назовите признаки химической реакции.
  4. Какие вещества образуются в результате реакции?

Студенты записывают уравнение реакции:

Cr2O3
4NH3 + 5O2   =   4NO + 6H2O

Видеофрагменты опытов могут служить также средством обобщения знаний.

Из различных форм обучения используются лекции, комбинированные учебные, семинарские и лабораторно-практические занятия, аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Во время подготовки к занятиям, всегда планируются различные виды деятельности учащихся, что позволяет сделать занятие интересным, насыщенным, вовлечь в образовательную деятельность всех учащихся. На занятиях применяется принцип вариативности: студентам предоставляется возможность выбора заданий, вида деятельности, способа предъявления результата. Выбор обеспечивает принципы свободы и развития. Студент может выполнять задания, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, находить и исправлять собственные ошибки. При этом создаются условия для проявления нравственной ответственности учащегося за свой выбор. Студенты по своему желанию делают рефераты, сообщения к практическим занятиям по предложенным темам.

Мы успешно применяем ЭИ фирмы "1С" не только в преподавании химии, но и такой дисциплины как "Концепции современного естествознания" (КСЕ) при создании слайд-фильмов, которые используют студенты и преподаватели ВПО. Слайд-фильмы позволяют реализовать такие принципы дидактики как наглядность, проблемность, системность, доступность, научность, способствуют достижению оптимального сочетания обучающих, воспитывающих, развивающих факторов в образовательном процессе, что особенно важно при изучении КСЕ. Многие объекты, о которых студенты должны получить адекватное представление, не доступны для непосредственного наблюдения, например, молекулы веществ, атомы химических элементов, кристаллические решетки и др. Количество часов, отводимое на изучение отдельных тем, недостаточно даже для поверхностного ознакомления с заявленным содержанием. Непосредственно на занятиях применяются и сами ЭИ для демонстраций и при проведении лабораторных занятий.

Литература

  1. Ахлебинин А. К. "1С:Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель". / А. К. Ахлебинин и др. // Мультимедийный компакт- диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С 2004 г.
  2.  Ахлебинин А. К. "1С:Образовательная коллекция. Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без..." Версия 3,7 ". / А. К. Ахлебинин и др. // Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. 1С, 2006 г.
  3. Ахлебинин А. К. "1С:Школа. Химия, 8 класс". / А. К. Ахлебинин и др. // Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. 1С. -2004 г. 455 Мб.
  4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Гуман. центр. "Владос", 2000. - 336 с.