Практика внедрения ресурса "Интерактивные карты для начальной школы + 1С:Конструктор интерактивных карт" в рамках работы инновационной площадки "Создание информационно-технологической среды как фактора проектно-исследовательской деятельности"

Ильницкая Т.Л., Филатова С.В. filatova@co1858.ru, okulova@co1858.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования "Школа здоровья" №1858, ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1858

Ilnitskaya T. L., Filatova S. V. filatova@co1858.ru, okulova@co1858.ru
State budgetary institution Centre of education "school health" No. 1858, GBOU TSO "school health" No. 1858

Practice of implementing online resource "Interactive Maps for elementary school + 1С:MapKit" in the framework of the innovation platform "Establishment of the information technology environment as a factor in design and research students in the implementation of the GEF"

Аннотация

В данной статье рассмотрена организация работы педагогов в интерактивной среде "Интерактивные карты для начальной школы + 1С:Конструктор интерактивных карт" с применением активных приёмов формирования коммуникативных метапредметных умений как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием (Кубик Б. Блума, "шесть шляп" Эдварда де Боно). Выявлена и обоснована необходимость комплексного применения интерактивной среды "Интерактивные карты для начальной школы + 1С:Конструктор интерактивных карт" и выбранных приёмов педагогической техники. На основе опыта работы в интерактивной среде приводятся примеры интегрированных исследовательских проектов.

Abstract
In this article concerns the Organization of the work of teachers in the interactive environment "Interactive Maps for elementary school + 1С:MapKit" with the use of active methods of forming communication skills as the ability to metapredmetnyh in a coherent, logically appropriate form of speech convey the results of the study objects of the surrounding world; own reasoning, description, narration (Cube b. Bloom, "six hats" by Edward de Bono). Identified and the necessity of complex application of interactive media 1С:MapKit and selected methods of pedagogical technology. On the basis of experience in the online environment are examples of integrated research projects.

Ключевые слова: интерактивное обучение, ИКТ-технологии, конструктор интерактивных карт, приём педагогической техники.

Keywords: interactive learning, ICT-technologies, designer, interactive maps, reception pedagogical techniques.

Современную школу трудно представить без информационных компьютерных технологий и средств обучения. Однако для получения качественно нового и эффективного результата от их использования необходимо обеспечить образовательные учреждения специализированными программными решениями, которые помогут педагогам реализовать высокие стандарты современной педагогики, ориентированные на активное и продуктивное применение ИКТ, которые будут способствовать повышению уровня и качества образования. Кроме того, залогом эффективного внедрения информационных технологий и средств обучения является методическая поддержка педагогов по их использованию.

На основании Распоряжения "Об организации работы окружных инновационных площадок в Юго-Восточном административном округе в 2013 году" началась апробация проекта окружной инновационной площадки "Создание информационно-технологической среды как фактора проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС" школы I ступени в ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1858. Деятельность окружной инновационной площадки направлена на разработку форм освоения новых образцов образовательной практики.

Совместными усилиями педагогов проектной группы были выделены ключевые информационно-технологические компетенции для дальнейшего их мониторинга у учащихся 1-4 классов по материалам пакета контрольно-измерительных материалов по учебным предметам  для проведения входного текущего, промежуточного и итогового контроля формирования ИКТ-компетентностей обучающихся в начальной школе. Мониторинг проектно – исследовательской заинтересованности учащихся 4 классов показал явную направленность на интерес в предметных областях "окружающий мир" и "информатика". Анализ реализуемых программ окружающего мира по системам "Школа 2100…" и "Школа XXI века" показал, что заявленные в программах предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Достичь данных результатов, используя предметный ресурс курса "Окружающий мир" для учащихся 4-х классов невозможно без постоянного погружения в ранее изученный материал. Практическим этапом достижения метапредметных результатов стала разработка электронных информационно-коммуникационных учебных курсов, поддерживающих проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Один из разработанных интегрированных курсов (окружающий мир, информатика, математика) "Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников "Хочу всё знать" в условиях информационно-технологической среды школы" направлен на работу в интерактивной среде "Интерактивные карты для начальной школы + 1С:Конструктор интерактивных карт" с применением различных приемов педагогической техники (Кубик Б. Блума, "шесть шляп" Эдварда де Боно). Приоритетность выбранных приемов педагогической техники объясняются тем, что учащимся не только нужно в процессе учебной деятельности создавать проекты на этапе решения поставленной проблемы урока, но и формулировать, объяснять свой выбор.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Выделение линий развития выпускников 4-х классов и наличие интерактивной среды "Интерактивные карты для начальной школы + 1С:Конструктор интерактивных карт" позволяют учащимся, работая с текстовым информационным массивом учебника, преобразовывать её в интерактивном режиме. Ресурс учебника не дает возможности возвращения к ранее изученным темам 1-3 классов, а линии развития предполагают применение ранее изученного.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Работа с интерактивными картами (физической и политической) помогает учащимся построить свое интерактивное предметное высказывание, а активные приёмы педагогической техники позволяют включиться в обсуждение, проектировать и высказывать вопросы и собственные суждения по данным линиям.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Данная линия развития позволяет простроить творческие проекты в среде "Интерактивные карты для начальной школы + 1С:Конструктор интерактивных карт". Например, исследование воды позволило путешествующим учащимся оценить полезность воды из разных источников России и зарубежных стран. Наличие приборов, компьютера и зафиксированного эксперимента электролиза проб воды, учащиеся смогли создать, хоть и неполную, интерактивную картину экологии водоемов (водозаборов). С помощью приема Кубик Б. Блума учащиеся смогли ответить и вспомнить всё, что они знают о данном ресурсе (вода), причинах различия чистоты водоемов (водозаборов), изобразить факторы, влияющие на загрязнение, и предложить собственные проекты очистки воды.

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Литература

  • Кубик Блума как прием педагогической техники: электронная статья http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
  • Пояснительная записка к заявке инновационного проекта "Создание информационно-технологической среды как фактора проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС" http://www.co1858.ru/files/Documents/Nachalnaya/poyasnitelnaya_zapiska_k_zayavke.pdf
  • Техника интерактивного обучения: электронная статья http://didaktor.ru/texnika-interaktivnogo-obucheniya/
  • Технологический прием ШЕСТЬ ШЛЯП: электронная статья http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-shest-shlyap/