Предмет
Класс/уровень обучения

Инновационные комплекты цифровых образовательных ресурсов 1С для начальной школы

К.Б. Пронина, Т.А. Чернецкая

Фирма «1С», Москва

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, принятый в 2009 году (далее ФГОС НОО), задал новые требования к результатам школьного образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. В условиях реализации ФГОС НОО необходима разработка современных средств обучения, способных оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия учителя и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также способствовать появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность учащихся.

В этой ситуации на помощь учителю приходят электронные образовательные ресурсы, общее число и качественный уровень которых сильно возросли за последние несколько лет. Такие особенности электронных образовательных ресурсов, как наглядность, мультимедийность, интерактивность, трансформируемость и вариативность способствуют целостному восприятию учебного содержания, формированию систематических знаний, обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, последовательности и форме, позволяют придать обучающей ситуации вид игровой.

В настоящее время фирма «1С» разрабатывает инновационный комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по основным предметным линиям начальной школы (математика и информатика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир), соответствующий требованиям ФГОС НОО и основным учебникам для начальной школы из Федерального перечня, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Собранные в комплект цифровые образовательные ресурсы направлены на реализацию таких требований ФГОС, как:

  • ориентация на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
  • формирование общеучебных умений и компетенций;
  • приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
  • развитие умений работы с информацией;
  • выработка навыков проектной деятельности;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности;
  • формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
  • развитие толерантности.

Педагогические возможности комплекта ЦОР обусловлены технологическими характеристиками новой версии платформы разработки – «1С:Образование 5. Школа». Организованный в платформе, комплект ЦОР становится основной средой современного учителя начальной школы для подготовки к урокам и проведению их, потому что комплекту присущи такие важные особенности, как:

  • возможность уровневого тестирования, которую можно проводить неоднократно за счет ротации тестообразующих вопросов;
  • наличие заданий повышенной сложности (для желающих получить вторую «пятерку»);
  • предустановленный рубрикатор (тематическое планирование) с привязкой ресурсов (для начинающего или «ленивого» учителя);
  • возможность создания собственного курса (поурочного планирования) в зависимости от особенностей методики; индивидуальный подбор ресурсов к урокам и привязка к узлам собственного курса; экспорт поурочного планирования с привязанными ресурсами для размещения в портфолио учителя или обмена методикой с коллегами;
  • возможность создания собственных ЦОР с помощью прилагаемой «Среды разработки ЦОР»;
  • назначение избранных ЦОР избранным учащимся для формирования индивидуальных образовательных траекторий и для обеспечения индивидуального подхода в обучении;
  • методическая поддержка зарегистрированных пользователей;
  • обновление и дополнение учебной и методической базы через Интернет.

Входящие в комплект ЦОР представлены интерактивными лабораториями, играми, анимациями, тренажерами, практикумами, конструкторами и другими типами мультимедийных объектов, которые позволяют научить младшего школьника следующему:

  • найти доступ к нужной информации и извлечь её, понять текст, осмыслить и истолковать текстовое сообщение, оценить его, обобщить;
  • определять время события, восстанавливать последовательность событий, планировать личное время;
  • ориентироваться в пространстве с помощью карты, измерять расстояния, создавать планы, планировать маршрут, избегать опасностей на дорогах, пользоваться различными измерительными инструментами;
  • работать в пробном пространстве, не являющимся обязательным для решения представленной задачи и не влияющем на формирование будущей оценки;
  • проводить виртуальные исследования в тех случаях, когда неудобно, слишком долго, технически сложно или опасно проводить исследование на реальных объектах;
  • оформлять творческие работы с применением специальных возможностей компьютерных программ.

Все эти ресурсы предполагают не только индивидуальную работу, но требуют обсуждения в группах, парах или всем классом, предполагают возможность организации соревнования, совместных игр, совместной исследовательской или проектной работы – то есть неуклонно способствуют формированию навыков взаимодействия с другими людьми, рефлексии и обсуждения.

Особое внимание занимают тестовые задания, организованные таким образом, что при фиксации неправильного ответа в вопросе базового уровня младший школьник получает аналогичный вопрос с помощью, где может получить справочную учебную информацию, образцы решения задач, наводящие или дополнительные вопросы, подсказки, помогающие раскрыть и уточнить смысл поставленного вопроса.

Таким образом, можно говорить о появлении в арсенале учителя начальной школы современного средства обучения – разветвленной обучающей программы, позволяющей готовиться к урокам и проводить их на качественно ином уровне.

Литература
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2009. – 96 с.