К.Б. Пронина, Т.А. Чернецкая
Фирма «1С», Москва
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, принятый в 2009 году (далее ФГОС НОО), задал новые требования к результатам школьного образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. В условиях реализации ФГОС НОО необходима разработка современных средств обучения, способных оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия учителя и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также способствовать появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность учащихся.
В этой ситуации на помощь учителю приходят электронные образовательные ресурсы, общее число и качественный уровень которых сильно возросли за последние несколько лет. Такие особенности электронных образовательных ресурсов, как наглядность, мультимедийность, интерактивность, трансформируемость и вариативность способствуют целостному восприятию учебного содержания, формированию систематических знаний, обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, последовательности и форме, позволяют придать обучающей ситуации вид игровой.
В настоящее время фирма «1С» разрабатывает инновационный комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по основным предметным линиям начальной школы (математика и информатика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир), соответствующий требованиям ФГОС НОО и основным учебникам для начальной школы из Федерального перечня, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Собранные в комплект цифровые образовательные ресурсы направлены на реализацию таких требований ФГОС, как:
Педагогические возможности комплекта ЦОР обусловлены технологическими характеристиками новой версии платформы разработки – «1С:Образование 5. Школа». Организованный в платформе, комплект ЦОР становится основной средой современного учителя начальной школы для подготовки к урокам и проведению их, потому что комплекту присущи такие важные особенности, как:
Входящие в комплект ЦОР представлены интерактивными лабораториями, играми, анимациями, тренажерами, практикумами, конструкторами и другими типами мультимедийных объектов, которые позволяют научить младшего школьника следующему:
Все эти ресурсы предполагают не только индивидуальную работу, но требуют обсуждения в группах, парах или всем классом, предполагают возможность организации соревнования, совместных игр, совместной исследовательской или проектной работы – то есть неуклонно способствуют формированию навыков взаимодействия с другими людьми, рефлексии и обсуждения.
Особое внимание занимают тестовые задания, организованные таким образом, что при фиксации неправильного ответа в вопросе базового уровня младший школьник получает аналогичный вопрос с помощью, где может получить справочную учебную информацию, образцы решения задач, наводящие или дополнительные вопросы, подсказки, помогающие раскрыть и уточнить смысл поставленного вопроса.
Таким образом, можно говорить о появлении в арсенале учителя начальной школы современного средства обучения – разветвленной обучающей программы, позволяющей готовиться к урокам и проводить их на качественно ином уровне.
Литература
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2009. – 96 с.