Предмет
Класс/уровень обучения

Возможности цифровых образовательных ресурсов в реализации требований нового федерального стандарта начального образования

Чудинова Е.В. Психологический институт, Российская академия образования, Москва, Пронина К.Б. Фирма «1С», г. Москва

Федеральный государственный стандарт, принятый в 2009 году (далее ФГОС), задал новые требования к результатам школьного образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. Однако каждый практикующий учитель хорошо понимает, что время, затраченное учениками на самостоятельный (или даже отчасти самостоятельный) поиск нового способа действия, выполнение практического исследования, подготовку и реализацию проекта и т.п., неизмеримо больше, чем время трансляции ученикам готовых алгоритмов в рамках более регламентированной и традиционной учебной работы в классе. Получается противоречие: с одной стороны, современные ценности образования лежат в сфере самостоятельности и инициативности учеников, с другой, предоставление ученикам большей свободы для осуществления учебной и познавательной активности «отнимает» время, в течение которого можно «эффективно» вкладывать в головы учеников новые знания, умения, навыки.

С этой трудностью, пожалуй, было бы невозможно справиться, если бы во многих учебных ситуациях нельзя было воспользоваться цифровыми образовательными ресурсами, общее число и качественный уровень которых сильно возросли за последние несколько лет. Направления и характер поддержки учебной деятельности с помощью цифровых ресурсов можно проиллюстрировать примерами из образовательных комплексов для начальной школы, выпущенных фирмой «1С» в 2009-2011 гг.

Много труда и сил отнимает у детей оформление творческих работ. Их замыслы часто приходят в столкновение с их техническими возможностями. Чтобы продукт получился достойным: аккуратным, красивым, — ученики зачастую обращаются за помощью к родителям. Родители, как правило, помогают, но потом выказывают недовольство, поскольку тратят на такие дела личное время, которое планировали потратить на что-то другое. Цифровые ресурсы типа «конструктор» направлены на техническую поддержку творческих инициатив и разнообразных замыслов учащихся. Например, конструктор творческих работ позволяет ученику быстро оформить страницу для общеклассного журнала или книги, которую потом не стыдно представить на общее обозрение (см. рис. 1).

Рис. 1. «Конструктор творческих работ» обеспечивает техническую поддержку разнообразных творческих замыслов учеников.

Как правило, традиционное школьное обучение – это ответы на незаданные детьми вопросы. Пассивное слушание и репродуктивные действия на уроках убивают к концу обучения в начальной школе исходный детский интерес к учению. Вследствие этого изученное плохо присваивается, быстро забывается, а если не забывается, то лежит в голове как бы «в отдельной коробочке», не связанной с обычной жизнью и поведением вне ситуации урока. Учителю очень важно не игнорировать детскую активность и инициативу, а суметь организовать, направить ее так, чтобы результатом стало присвоение новых знаний. Конечно, ничто не может быть лучше практических работ с реальными объектами, но в некоторых отдельных случаях очень полезно использовать специально разработанные цифровые ресурсы. В начальной школе их уместнее всего показывать на большом экране через проектор, организуя дискуссию и пробы.

Уже второклассники с удовольствием работают с виртуальными лабораториями. Как сделать водяные часы или часы-свечу (см. рис. 2 и 3)? Здесь нет готового решения, нет

Рис. 2. Виртуальная лаборатория «Водяные часы». Здесь можно наполнять водой сосуды разной формы, делать в них «дырочку, выпуская воду струйкой, размечать сосуды маркером, сравнивать длительности с помощью условных электронных часов.

ответа. Можно пробовать, думать и обсуждать. Этот пример ясно показывает уместность виртуальных исследований в тех случаях, когда неудобно, слишком долго, сложно технически или опасно провести исследование на реальных объектах. Интерактивный цифровой ресурс, направленный на поддержку познавательной активности младшего школьника, должен включать в себя пространство для пробных действий. Это важный аспект психологической структуры любого цифрового образовательного ресурса, предполагающего высокую степень интерактивности.

Рис. 3. Виртуальная лаборатория «Часы-свеча». Здесь можно сжигать свечи разной толщины, фиксировать уровень обгорания свечи, размечать свечу с помощью маркера, сравнивать длительности с помощью условных электронных часов.

Что такое «пространство пробы и поиска» и как оно организовано в цифровых ресурсах? Пробное пространство – это некое «рабочее поле», не являющееся обязательным, т.е. место экрана, действия на котором могут выполняться, а могут и не выполняться, - итоговое решение задачи и прямая будущая оценка действий пользователя от этого никак не зависит. При этом пробное пространство – это место, где возможно разнообразие превращений, связанных с действиями пользователя, например, место, где можно собирать конструкции из деталей. Это место достаточно широкой свободы действий, причем действий, напрямую не оцениваемых, то есть место, где можно совершить ошибку и «ничего за это не будет», место, где можно рисковать.

Главная трудность в организации подобных пространств состоит в том, что они должны быть содержательным элементом задачи, т.е. должны относиться к более широкой рамке, которая и толкнет пользователя на поиск и пробу. Так, например, собирать трехмерные конструкции из брусков может понадобиться тогда, когда затруднительно мысленно решить задачу на определение вида сверху, если даны два вида этой конструкции с разных сторон. В этой более широкой задачной рамке возможна только одна попытка, но в пространстве пробы число попыток не ограничено ничем (см. рис.4).

Рис. 4. Прежде, чем ответственно решить задачу и получить реакцию на решение, можно долго и упоительно конструировать объекты из брусков разного цвета, прикидывая, как будет выглядеть конструкция с разных сторон.

Пробное пространство, таким образом, должно быть модельным по отношению к возможному многообразию задач, одна из которых является рамкой для этого пробного пространства. Тогда выход в пространство пробы может толкнуть пользователя не только на поиск возможного ответа рамочной задачи, но к самостоятельной постановке и решению большого круга задач подобного рода, а, значит, и к освоению некоторого достаточно общего способа действий.

Новый образовательный стандарт ориентирован на формирование компетентного человека, т.е. человека самостоятельного в достижении своих целей, умеющего взаимодействовать с другими людьми, мыслить в ситуации, требующей мышления. Как это ни кажется странным, но уже к концу обучения в начальной школе ребенок может быть вполне компетентным в проведении и организации культурного индивидуального, семейного досуга и досуга с друзьями, в получении ответов на возникающие у него вопросы об окружающем мире, в осуществлении учебной работы в школе и т.д. Ребёнок 9-10 лет может умело ориентироваться в окружающем пространстве и времени. Может… А может остаться несамостоятельным, неумелым, живущим по указке и подсказке даже в самых простых ситуациях.

Младший школьный возраст – период активного освоения окружающего пространства и времени. Мир расширяется до размеров Земли и Вселенной, а время открывается в далёкое прошлое и возможное будущее. Образовательный комплекс «1С:Лаборатория. Тайны времени и пространства» даёт ученику возможность не только познакомиться с информацией и запомнить её, но и овладеть новыми способами действий. Дети пробуют и учатся определять время события, восстанавливать последовательность событий по следам, планировать личное время, ориентироваться в пространстве с помощью карты, измерять расстояния, рисовать план комнаты и местности, планировать маршрут, избегать опасностей на дорогах, пользоваться курвиметром, компасом, картосхемами (см. рис. 5). Все эти ресурсы предполагают не только индивидуальную работу, но требуют обсуждения в группах, парах или всем классом, предполагают возможности организации соревнования, совместных игр, совместной исследовательской или проектной работы.

Рис. 5. Игра «Поиски клада» позволяет за полчаса сформировать умение пользоваться картой и простейшим навигатором, прокладывая путь на местности. Играть может пара или группа детей, осуществляя взаимопомощь в ориентировке.

Большое внимание новый ФГОС уделяет требованиям к метапредметным образовательным результатам, в частности, обеспечению читательской грамотности, развитию умения учиться самостоятельно, работать с информацией. Это означает, что уже к концу начальной школы ребёнок должен уметь найти доступ к информации и извлечь её, понять текст, осмыслить и истолковать текстовое сообщение, оценить его, обобщить. Все эти задачи помогает решить образовательный комплекс «1С:Школа. Развитие речи, 1-4 кл. Тесты». Он содержит 400 интерактивных ресурсов, направленных на развитие самых разных читательских умений. Среди них такие, как умение определять тему и главную мысль текстового сообщения, вычитывать нужную для решения задачи информацию, озаглавливать текст, определять точку зрения говорящего, находить адресата высказывания, восстанавливать смысл и значение слов и выражений по контексту, различать виды и стили текстов, ориентироваться в текстовых задачах, самостоятельно строить тексты-описания, повествования, рассуждения (см. рис. 6).

Рис. 6. Интерактивное задание на вычитывание последовательности повествования.

Как научить детей внимательно читать и слушать тексты заданий, быстро и правильно отвечать на тестовые вопросы? Эти умения сегодня ценятся уже и в начальной школе. Разработанные образовательные комплексы «1С:Школа. Окружающий мир, 1-4 кл. Тесты» и «1С:Школа. Математика, 1-4 кл. Тесты» содержат разнообразные интерактивные тестовые задания на материале двух основных предметов начальной школы. Важно, что тестовые задания разнообразны по форме. Это и традиционные задания с выбором одного ответа и выбором множества ответов, и задания на соединение стрелками групп объектов, задания на «сортировку» по контейнерам, на подчёркивание в тексте и выбор из выпадающего списка, и т.д. и т.п. (см. рис. 7).

Рис. 7. Тренировка различения геометрических фигур в тестовом задании на «закрашивание».

Компьютерное предъявление заданий, в отличие от тестов на бумажных носителях, предполагает большие возможности обеспечить разнообразие форм тестирования. Это важно для поддержания «тонуса» детского внимания и отсутствия привыкания к определенным тестовым формам, формирования готовности работать с любым материалом, установки на быстрое реагирование в любых ситуациях.

Таким образом, особенности образовательные комплексы «1С:Лаборатория. Тайны времени и пространства», «1С:Школа. Развитие речи, 1-4 кл. Тесты», «1С:Школа. Окружающий мир, 1-4 кл. Тесты» и «1С:Школа. Математика, 1-4 кл. Тесты» обусловлены задачей обеспечения реализации нового стандарта начального общего образования и помогут учителям начальной школы в трудный период перехода от старых стереотипов к системе образования, построенной на деятельностных основаниях.

Список литературы:

Чудинова Е.В. Пронина К.Б. Развитие грамотности чтения информационных текстов в начальной школе средствами образовательных комплексов «Развитие речи, 1-4 кл.», «Математика, 1-4 кл.», «Окружающий мир, 1-4 кл.» серии «1С:Школа». Сборник научных трудов одиннадцатой научно-практической конференции «Развитие инновационной инфраструктуры образовательных учреждений с использованием технологий «1С», 1С-Паблишинг, Москва, 2011. - С.317-320.