Баронова В.В., Золотарюк О.М., Климова М.В., OZolotaryuk@yandex.ru ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 2035, Москва
Российская система образования переживает сложное время реорганизаций и преобразований. Изменения, происходящие в социуме, неизбежно сказываются на психике современного ребенка, требуя определения новых путей для его развития, воспитания и обучения.
Реформы системы образования касаются всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, учителей, родителей. Можно по-разному относиться к созданию современных учебных комплексов, но нельзя не учитывать объективные причины для создания более тесных связей между, так называемыми, "ступенями" образования. Это и проблемы преемственности детского сада и школы, и произошедший сдвиг возрастных границ детства. Нынешние дети позднее проходят через два кризисных периода развития (ростовых скачка). Отсюда следует, что в детском саду и в начальной школе, особенно в первом и втором классах, учебный материал необходимо подавать в игровой форме.
Было бы неправильно считать, что эти проблемы касаются только педагогов и специалистов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет особые требования к организации учебно-воспитательного процесса, созданию условий для участия родителей в образовательной деятельности, повышения их педагогической компетенции [1].
Необходимо отметить, что в научно-педагогической среде все чаще используется термин децелерация – замедленный темп физического и интеллектуального развития ребенка, свидетельствующий о неблагоприятной среде, причинами которой являются как биологические факторы (алкоголизм, наркозависимость, злоупотребление фармацевтикой, неврозы родителей, патологии беременности и родов), так и социально-экологические (нарушение санитарных норм в режиме обучения, большая наполняемость классов и групп детских садов, игнорирование возрастной психологии и уровня подготовленности детей к обучению в школе, отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования, занятость родителей, отсутствие желания вникать в проблемы детей, безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей).
Неблагоприятные факторы приводят к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей снижена работоспособность, недостаточно развиты внимание, память и мышление, нарушены функции контроля, есть трудности восприятия слуховой и зрительной информации. Слабая регуляция произвольной деятельности и общая эмоционально-волевая незрелость таких дошкольников снижает возможности коррекционного процесса, ведет к последующим школьным проблемам.
ФГОС ДО акцентирует внимание на усилении взаимодействия с родителями: они должны активно участвовать в реализации дошкольной образовательной программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период становления его личности. Особенно это касается детей-логопатов. Дело в том, что тяжесть речевого дефекта детей с ОНР предполагает довольно длительный срок обучения. Любой коррекционный материал, речевые навыки, коммуникативные умения, полученные ребенком на логопедических занятиях, обязательно должны закрепляться в домашних условиях. Только тогда будет достигнут ожидаемый результат коррекционно-логопедической работы: сформировано звукопроизношение, усвоены лексико-грамматические категории, развито связное высказывание.
К сожалению, только небольшая группа родителей принимает активное участие в закреплении речевого материала, который предоставляет учитель-логопед. Большинство считает, что нарушение пройдет само по себе, другие перегружают ребенка информацией, третьи игнорируют просьбы педагогов. Поэтому перед учителями-логопедами детского сада достаточно остро стоит вопрос не только речевого развития воспитанников, но и поиска путей повышения компетентности родителей, ведь семья – это первая ступень овладения ребенком и родным языком, и основами нравственного, интеллектуального, эмоционально-эстетического, развития. Любая позитивная динамика в речевом развитии дошкольника в ходе коррекционного воздействия на занятиях с учителем-логопедом должна подкрепляться положительной оценкой родителей, переноситься в реальную жизненную ситуацию.
ФГОС ДО во главу угла ставит индивидуальный подход к ребенку и игру, как основной вид деятельности, в которой сохраняется сама природа дошкольника. В связи с этим актуальным становится вопрос пополнения предметно-образовательной среды дошкольного учреждения играми, развивающими материалами, обеспечивающими игровую, познавательную, творческую активность детей, прежде всего воспитанников с ОВЗ и ОНР. Ведь работа учителя-логопеда особо нуждается в использовании игровых приемов, так как наличие речевого дефекта у детей приводит к изменениям в психической сфере: к повышению раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивным состояниям, негативизму, заторможенности, апатичности, психической истощаемости и пр. Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. Игра у них носит однообразный, подражательный характер. Из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, хотя правила и содержание игры им доступны. В этой связи и перед родителями встает задача вовлечения детей в совместные игры, в том числе и с целью закрепления речевого материала. Взрослый должен проявлять большую заинтересованность в игре, активно организовывать взаимодействие с ребенком, прилагать усилия, чтобы его увлечь.
Естественно, современным родителям ближе электронные образовательные ресурсы, чем картонные или бумажные игры и пособия. Хотя традиционные детские дидактические пособия не теряют актуальности, ведь предусмотренные СанПиН нормативы в отношении нахождения дошкольника за компьютером составляют не более 10 - 15 минут [2].
Чтобы избежать переутомления и пресыщения ребенка, компьютерные игры должны сменяться настольно-печатной или дидактической игрой. Как показывает практика [3, 4], источником идей для создания воспитателем или родителями такого рода учебно-игровых пособий могут служить электронные ресурсы "1С:Образовательная коллекция. Мир животных и растений", "1С:Образовательная коллекция. Почемучка. Космос". В процессе игр присутствие взрослого обязательно, так как он должен контролировать и стимулировать речевую деятельность ребенка.
Важную задачу сбережения здоровья ребенка следует решать с помощью электронного ресурса "1С:Познавательная коллекция. Гимнастика для пальчиков". Выполняя веселые упражнения, дети развивают мелкую моторику.
Для закрепления знаний о буквах, навыка чтения, полученного детьми на занятиях в детском саду, родители могут использовать ресурсы "1С:Образовательная коллекция. Букварь", "1С:Образовательная коллекция. Интерактивная азбука. Мир вокруг нас".
Также нельзя забывать о том, что особенности когнитивных процессов у детей с ОНР не дают им возможности быстро усвоить материал логопедических занятий. Однако с помощью программных продуктов из серий "1С:Образовательная коллекция. Раннее развитие. Логика и память", "1С:Образовательная коллекция. Скоро в школу. Тренируем память", "1С:Образовательная коллекция. Скоро в школу. Учимся быть внимательными" родители получают возможность в спокойной домашней обстановке уделить внимание развитию и этой стороне личности дошкольника.
Закреплению звукопроизношения способствуют 69 уроков, представленных на диске "1С:Познавательная коллекция. Логопедия для малышей. Уроки Феи Правильных звуков". Занимательные задания и упражнения помогают родителям автоматизировать поставленные учителем-логопедом сонорные звуки в домашних условиях.
Пополнить словарный запас детей родителям помогут аудиокниги "1С": "Аудиоэнциклопедия для самых маленьких. Животные" и "Аудиоэнциклопедия для самых маленьких. Окружающий мир".
Таким образом, для становления личности ребенка, в том числе с проблемами развития, необходимо, с одной стороны, тесное сотрудничество семьи и педагога дошкольного учреждения, с другой стороны, – применение специализированых электронных образовательных ресурсов, предлагаемых фирмой "1С". Такой подход, как показывает многолетний опыт работы в детском саду, позволяет устранить проблемы детей с недоразвитием речи, сдерживающие дальнейшее становление ребёнка, являющиеся причиной неуспеваемости и источником трудностей в учебном и бытовом общении.
Литература.