Кондратьева Т. В., uc-it@idz.ru Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий" (АНО ДПО "ЦПКИТ"), город Ижевск
Учимся, играя!
В ХХI веке информатизация проникла во все сферы жизнедеятельности человека. Одной из приоритетных задач развития дошкольного образования является создание единой образовательной информационной среды, а значит, и использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Однако необходимо отметить, что Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составление детьми алгоритмов и информационных моделей, овладение сложными управляющими структурами. ИКТ в дошкольном образовании являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, они могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности и, таким образом, соединиться с различными направлениями образовательного процесса.
Электронные учебные материалы и ресурсы нового поколения являются средством обновления образовательных стандартов. Этим тенденциям и приоритетным направлениям работы особое внимание уделяет компания "1С", которая занимается разработкой и изданием продуктов для дошкольников и начальной школы.
Хотим поделиться опытом использования данных продуктов в рамках дополнительного дошкольного образования на базе Автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий" (далее АНО ДПО "ЦПКИТ").
Педагогами дополнительного образования Центра были разработаны рабочие программы обучения детей дошкольного возраста с использованием образовательных программ "1С" по различным видам детской деятельности.
Рис. 54. Образовательные программы "1С"
Так, например, в рамках реализации образовательного курса "Я развиваюсь" ("Занимательные игры с психологом"), направленного на расширение кругозора, тренировку памяти, логики, мышления и освоение основ работы с компьютером, можно выделить следующие образовательные ресурсы:
"1С:Образовательная коллекция. Развивающие игры. Логика. Внимание. Память. 5 лет".
Данные программы помогают сформировать представления об обобщении, выявлять последовательность, способствуют развитию зрительной и слуховой памяти.
Рис. 55. "Рекс в детском саду". Упражнение "Собери фигуру".
В рамках образовательного курса "Почитай-ка", направленного на развитие речи, зрительной памяти, обучение грамоте и основам чтения, используем образовательную программу "1С:Образовательная коллекция. Я учусь читать слова". Ресурс представляет собой занимательные уроки для малышей, а также их родителей. Вместе с веселым помощником, в непринужденной игровой форме ребенок знакомится с буквами, слогами и словами, усваивает основные навыки чтения. Простейшие задания и озвученные подсказки помощника позволят ребенку в комфортном для него режиме преодолеть все задания.
Рис. 57. "1С:Образовательная коллекция. Математика. Счет". Упражнение "Раскрась желтым цифру 7"
Данные пособия включают в себя задания: познавательные игры, занимательные задачи, головоломки. Умелое их использование в разных частях занятия позволяет педагогу сформировать у ребенка основные математические понятия и представления, такие, как "прямой и обратный счет", "сравнение чисел", "сложение и вычитание", "геометрические фигуры", "измерение", "последовательность", "состав числа" и др. Возможности программы обеспечивают процесс самоконтроля выполненных заданий, при котором ребенок сразу получает оценку своей работы. Этот прием способствует формированию целеполагания и развитию волевых усилий у ребенка.
Сочетание привычных педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов используется не только для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы, где дети являются активными участниками познавательной деятельности. В практике работы мы используем разнообразные технические возможности: интерактивную доску для организации фронтальной работы детей у доски и проверки знаний, индивидуальные упражнения для закрепления полученных представлений с использованием персонального компьютера, а также групповые формы работы, где ребенок постигает навыки, необходимые для работы в небольшом коллективе сверстников (умение договариваться, слушать другого, брать на себя разные роли при взаимоотношениях и др.).
Необходимо отметить, что в основе разработанных материалов лежат занимательные дидактические игры с забавными персонажами, позволяющими создать комфортную атмосферу обучения и, тем самым, повысить мотивацию детей к познанию нового. Предлагаемые разработчиками упражнения соответствуют физиологическим и психологическим особенностям развития детей, начиная с раннего дошкольного детства до предшкольного периода. В интерактивном процессе обучения формируются такие важные качества, как умение самостоятельно работать и принимать решения.
Использование образовательных программ фирмы "1С" - это путь к совершенствованию образовательного процесса, развитию детской инициативы, любознательности, расширению возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку, а также обогащению развивающей образовательной среды, окружающей дошкольника.
Литература