Электронные образовательные ресурсы нового поколения "Энергосбережение и энергоэффективность"

Гришин М.Ю., urich87@mail.ru 
МОУ "Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы"

Учиться "по-новому" в отдельных школах страны уже начали не только учащиеся начальных классов, но и пятиклассники. В современном российском обществе сложился запрос на новое качество образования, достижение которого обеспечит формирование инициативной, творческой личности, подготовленной к жизни и профессиональной деятельности в инновационном и высокотехнологичном обществе. Эти идеи нашли свое отражение в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", где главный результат школьного образования определяется его соответствием целям опережающего развития, что обеспечивается изучением "не только достижения прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем". Очевидно, что к таким технологиям, в первую очередь, относятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), применение которых создает новые возможности для модернизации образовательного процесса. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. С другой стороны, важным моментом в современном образовательном процессе является метапредметный подход к обучению.

В прошлом учебном году педагоги нашего лицея приняли участие в Федеральном проекте апробации электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Апробация позволила оценить ресурсы с практической точки зрения. ЭОР "Энергосбережение и энергоэффективность" и интерактивные модели по физике активно использовались на уроках, факультативах и элективных курсах.

ЭОР "Энергосбережение и энергоэффективность" предполагает использование их при изучении таких предметов, как физика, экология, биология, география, экономика. Модули данного курса могут использовать учителя-предметники на своих уроках, а можно использовать ресурсы в рамках интегрированных элективных курсов основной школы. Важно, что ЭОР не требуют специальной установки, ими можно пользоваться on-line в сети Интернет (http://edu-energo.ru/).

Актуальность данных элективных курсов очевидна. На сегодняшний день тема сбережения природных ресурсов и рациональное их использование рассматривается с различных позиций. Изучение данной проблемы необходимо начинать уже с начальной школы, чтобы человек рос с понятиями сбережения природных запасов. К примеру, ЭОР для начальной школы включают в себя вопросы, связанные с экономией электрической энергии, воды, тепла, экологические проблемы, вопросы бережного отношения к природе. В ЭОР для средней школы детям наглядно рассказывается о том, каким образом рационально использовать электрическую и тепловую энергию у себя дома. Задания практического характера раскрывают секрет использования определенного типа ламп, излишне затраченной энергии при использовании электрического чайника, количества утеплителя для оконных рам и т.д.

Ресурсы дифференцированы по возрасту детей. Это позволяет включить их в различные курсы по энергосбережению: как для учащихся начальной школы, среднего звена, старшеклассников, так и для обучающихся средних профессиональных училищ. Учитель дает материал в соответствии с уровнем ранее изученных тем по физике, химии и т.д. Однако, ресурсы для начальной школы, по нашему мнению, слишком сложны для детей данного возраста (используется материал курса физики для 7,8 класса). Возможно, следует пересмотреть форму подачи информации в ресурсах именно для начального звена, так как основным видом деятельности для такого возраста является игра.

Для реализации учебного процесса с использованием ЭОР по энергосбережению необходим мультимедийный класс, в котором должна присутствовать интерактивная доска и средства вывода звуковой информации (для фронтальной работы). Для индивидуальной работы необходимо, чтобы класс был оборудован персональными компьютерами. Детям всегда интересно работать с ЭОР за компьютерами, им интересны интерактивные модели. Здесь уже остро встает вопрос о качественном содержательном наполнении электронного образовательного ресурса. Наибольший результат принесут те модули, в которых продумана и теория, и практика, и контроль знаний. Практически все ресурсы по энергосбережению построены именно таким образом. ЭОР нового поколения – это самые мощные и интересные для образования продукты, комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.Для современного подхода к обучению в рамках ФГОС важна интерактивность в использовании ЭОР. Особенно это необходимо при изучении предметов естественнонаучного цикла. Ресурсы по физике позволяют моделировать процессы, изменяя различные параметры. Например, при изучении закона Гука в модели можно изменять жесткость пружины и моделировать различные ситуации.

Использование ЭОР в учебном процессе способствуют более эффективному развитию у учащихся основ системного научного мышления, конструктивно-образного, пространственного и ассоциативного мышления; обеспечивает вариативность процесса познания и развитие чувства нового, интуиции, воображения, творческих способностей. Также важным достоинством ЭОР нового поколения является то, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение.

Литература

  1. http://edu-energo.ru/
  2. http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html