Пантелеймонов И.Н., panteleymonov@yandex.ru Московский государственный областной университет, Москва
Современные сервисы обработки, передачи и накопления информации раскрывают пользователям широкие возможности, но с другой стороны способствуют появлению угроз связанных с хищением, искажением, навязыванием ложных данных. Поэтому работа на персональных компьютерах, планшетных компьютерах и смартфонах требует от пользователя знания основ защиты информации. В школьном курсе информатики вопросам защиты информации уделяется не достаточное внимание. А между тем уже назрел вопрос необходимости новой содержательной линии школьного курса информатики "Защита информации и информационная безопасность".
Понимание принципов защиты информации основывается на знании правовых аспектов, соблюдении морально-этических норм, понимании технических процессов и практических умениях и навыков в работе на вычислительной технике. Изучению правовых аспектов и морально-этических норм в школьном курсе информатики уделяется достаточное внимание.
К изучению технических основ защиты информации в школьном курсе информатики можно приступить после изучения основ сетевых технологий и системного программного обеспечения. Начать необходимо с постановки задачи информационной безопасности в целом, истории развития средств защиты информации, классификации и анализа угроз информационной безопасности в наше время и виды мер противодействия угрозам безопасности, а так же дать определения основных понятий информационной безопасности.
В старших классах можно более подробно рассмотреть:
На практических занятиях отработать порядок преобразования данных по вышеуказанным алгоритмам.
На практических занятиях отработать порядок настройки и использования протоколов защищенной передачи информации на типовом бытовом сетевом оборудовании; функции межсетевого экранирования на различных уровнях модели взаимодействия открытых систем OSI – прикладной шлюз, шлюз сеансового уровня, экранирующий маршрутизатор. На практических занятиях можно с помощью программы сетевого анализатора проверить алгоритм работы сетевого экрана.
Образовательные комплексы "1С:Школа. Информатика, 10 кл." и "1С:Школа. Информатика, 11 кл." отчасти включают материал посвященный защите информации и информационной безопасности. Так в образовательном комплексе для 10 кл. рассматривается алгоритм кодирования Хаффмана и правовые аспекты защиты информации.
Представленная выше программа изучения основ защиты информации в школьном курсе информатики повысит техническую грамотность, даст школьнику необходимые для современного пользователя персонального компьютера базовые знания, послужит фундаментом для дальнейшего изучения IT-дисциплин в ВУЗе. Реализация этой программы в виде электронного образовательного комплекса вопрос ближайшей перспективы развития электронных образовательных ресурсов.
Литература