Методические особенности использования образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 11 кл." при подготовке будущих учителей

Губанова О.М., olga.penza@mail.ru, Родионов М.А., do7tor@mail.ru Пензенский государственный университет (ПГУ)

Современный этап развития общества в работах ряда ученых получил название информационного общества. Его основными движущими силами развития являются информационные технологии, которые играют существенную роль во всех сферах деятельности человечества, включая образование. Это обеспечивает стремительную информатизацию образования, развитие школьной информатики, теории и методики обучения информатике, всей системы обучения будущих учителей информатики.

Обучение информатике в педагогическом вузе имеет свою специфику, заключающуюся в том, что теория и методика обучения информатике является основным курсом, в котором интегрируются все знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе всего периода обучения в вузе, формируются профессиональные компетенции, в первую очередь, в области моделирования и формализации [1, 2, 4 и др.]. Соответствующий раздел составляет одну из основных фундаментальных содержательных линий школьного курса информатики и ИКТ.

Основной составляющей методической системы формирования профессиональных компетенций будущего учителя информатики и ИКТ в области моделирования и формализации является технологическая карта.

Технологическая карта - это "паспорт" проекта учебного процесса по изучаемой теме. В технологической карте представлено пять главных компонентов, представляющих пять выбранных параметров учебного процесса: целеполагание (система микроцелей), диагностика, дозирование самостоятельной деятельности, логическая структура проекта, коррекция.

На вводном учебном занятии преподаватель информирует студентов о новой теме, формулирует конечные результаты ее изучения в действиях обучающихся, знакомит с содержанием учебного материала в соответствии с технологической картой. Для будущих учителей информатики и ИКТ технологическая карта является своеобразным стимулом самообразования, позволяет им видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность.

Информационной и методической поддержкой технологической карты является программный комплекс "1С:Школа. Информатика, 11 класс".

На нашей технологической карте по линии "Моделирование и формализация" представлены следующие составляющие:

  • установка тем;
  • диагностика;
  • логическая структура;
  • коррекция внешних связей;
  • внеаудиторная самостоятельная работа.

Таблица 1

Пример технологической карты

Логическая структура учебного процесса

А1-А2-А3…

Установка тем

Диагностика

Коррекция внешних связей

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа

 

1 уровень

2 уровень

3уровень

 

 

 

 

Учебная тема – основной объект проектирования преподавателем учебного процесса. Эмпирически установлены оптимальные границы учебной темы: минимальное число часов 6-8, максимальное – 22-24 часа. Именно в такой системе занятий можно продуктивно использовать объективные закономерности учебного процесса, добиваясь оптимального качества обучения.

Рис. 1. Фрагмент учебной темы

В качестве средства диагностики как процедуры проектирования технологической карты, предполагающего установление факта достижения (недостижения) конкретной цели изучения очередной дидактической единиц, возможно использование подборки тестовых заданий образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 11 класс".

Рис. 2. Фрагмент материала тестовых заданий

Блок внеаудиторной самостоятельной работы содержит дозированный объем заданий для организации самостоятельной работы студентов, необходимый для укрепления соответствующего уровня освоения дидактической единицы или перехода на следующий.

Практическая цель блока внеаудиторной самостоятельной работы - гарантированно подготовить студента (через самостоятельное выполнение определенного объема специально разработанной системы заданий) к диагностике. В комплексе содержатся практические материалы по обучению программированию на языке "1С:Предприятие" и учебная версия платформы "1С:Предприятие 8.2", представляющие набор заданий на построение различных моделей.

Рис. 3. Фрагмент практических материалов внеаудиторной самостоятельной работы

Как показывает наш опыт, предлагаемый подход, основывающийся на использовании программного комплекса "1С:Школа. Информатика, 11 кл.", обеспечивает не только овладение учителем современными информационно-коммуникационными технологиями, но и целесообразную актуализацию необходимых знаний, умений и навыков эффективного использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. При этом урок не заменяется тривиальной демонстрацией ЦОР, а естественным образом включает их в основную дидактическую стратегию организации познавательной деятельности ученика [3, 4 и др.].

Литература

  1. Губанова О.М., Родионов М.А. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие. Ч.1., Общая методика. – Пенза: ПГПУ, 2012. – 43 с.
  2. Родионов М.А., Губанов В.А. Компьютерно-методическая составляющая профессионально-педагогической компетентности учителя математики и пути ее формирования / Математическое образование: Непрофильные специальности. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной научной конференции "Математика. Образование. Культура" (Тольятти, 2009) в 3 ч. Ч.3. – Тольятти: ТГУ, 2009. – С. 147-151.
  3. Губанова О.М., Киселева И.Н. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий школьников на основе целенаправленного использования технологических карт // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Физико-математические и технические науки. – Пенза: ПГПУ, 2012. – №30. – С.509-513.
  4. Родионов М.А., Акимова И.В. Обучение школьников структурированию знаний на основе использования программных средств образовательного назначения: (Монография). – Пенза: ПГПУ имени В.Г. Белинского, 2010. -180 с.