Сенюта Е.И., Elena.seny@gmail.com МОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Фрязино
В нашем образовательном учреждении МОУ СОШ №4 города Фрязино информатика преподается на углубленном уровне. Ученики знакомы с учебным алгоритмическим языком, с языком Паскаль, знакомятся с языком Python и объектно-ориентированными языками. Электронный образовательный комплекс "1С:Школа. Информатика, 11 кл" мы используем на уроках для проверки знаний. О дружественном интерфейсе этих программ, о повышении производительности труда, как учителей, так и учащихся на основе этого комплекса уже многое говорилось. Конечно, это очень удобно для учителя и для ученика и большое спасибо за эту возможность фирме "1С". Но в каждом классе среди учеников есть особо любопытные, склонные к экспериментированию ребята. Они охотно осваивают все новое и неизведанное. С такими ребятами на дополнительных занятиях мы знакомимся с предметно – ориентированной средой программирования. Система "1С:Предприятие" является для нас следующим шагом на пути знакомства с современными средами и технологиями программирования. Ученики с удовольствием знакомятся со структурой конфигурации, которая является моделью предметной области.
Используя уже имеющиеся знания о простых типах данных и об основных алгоритмических конструкциях, ученики знакомятся с инструментами отладки программ, синтакс -помощником, применением шаблонов и контекстной подсказки. Приятным оказалось то, что в качестве встроенного в платформу языка программирования можно выбрать русский. Это способствует формированию алгоритмического мышления учеников без дополнительных языковых трудностей. К тому же этот язык имеет много общего по структуре команд и перечню зарезервированных слов с учебным алгоритмическим языком.
Система программ "1С:Предприятие" предоставляет возможность изучения программирования. После каждого занятия объект конфигурации Обработчик пополняется новыми данными. Приведу пример задачи, без которой не обходится изучение темы "Вложенные циклы": Старинная задача: сколько можно купить быков, коров и телят, если плата за быка 10 рублей, за корову – 5 рублей, за теленка –0,5 рубля, если на 100 рублей надо купить 100 голов скота.
Мы разработали модель для решения задачи в системе "1С:Предприятие":
&НаКлиенте
Процедура Задача(Команда)
// Вставить содержимое обработчика.
Для B=0 По 10 Цикл
Для K=0 По 20 Цикл
t=100-B-K;
Если B*10+K*5+t*0.5=100 Тогда
Сообщить("быков-"+B+"коров-"+K+"телят-"+t);
КонецЕсли;
КонецЦикла;
Этот пример демонстрирует применение всех основных алгоритмических конструкций. При его написании есть возможность использовать подсказку при выборе вида цикла. Шаблон модуля платформа формирует сама. Это делает программирование удобным и красивым, мотивирует школьников к дальнейшим занятиям.
Рис.1. Вид окна при создании программного кода задачи.
Система программ "1С:Предприятие" предоставляет возможность изучения информационных систем и СУБД. Используя практикум образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 11 кл.", мы создали информационную базу Мой класс. Школьники научились создавать Справочники и, работая в конфигурации, создали Справочники Одноклассники, Предметы, Учителя. Ребята так увлеклись, что начали придумывать свои объекты. Так появился в базе справочник Родители и справочник Журнал с табличной частью, которую мы заполняем оценками каждого ученика. В Справочник Одноклассники мы внесли новые реквизиты Пол (как перечисление), Рост, Любимый предмет, научились использовать ссылочный тип данных. На этом примере мы познакомились с различными механизмами поиска, выбора и отбора данных. Хочется отметить возможность быстро искать нужные записи, набирая первые буквы или цифры нужной информации. Так как школьники владели построением запросов в БД Access, то использование вкладок Отбор, Сортировка, Группировка, Условное оформление затруднений не вызывало. Очень порадовала возможность использования Условного оформления (в частности использование цвета).
Практикум по изучению платформы и встроенного языка программирования дает возможность знакомить учащихся с современными технологиями разработки прикладных решений для различных сфер экономики. С каждым годом она становится все более распространенной в нашей стране. Благодаря этому школьники могут осознанно сделать выбор профессии и окажутся востребованными на рынке труда.