Обучение школьников программированию на основе платформы "1С:Предприятие 8.2"

Ибрагимова И. В., irina-ibragimova08@yandex.ru МБОУ СОШ с. Волово Липецкой области

Программирование традиционно относят к сложным темам школьного курса информатики, признавая при этом, что именно решение задач по теме алгоритмизация и программирование в максимальной степени способствуют развитию алгоритмического стиля мышления, который формирует общеучебные приемы учебной деятельности.

Разработка программ в настоящее время — это достаточно сложный процесс, она требует и знания систем программирования, и владения технологией программирования, и сознательного использования одной из парадигм программирования, в частности, объектно-ориентированного программирования.

Встроенный язык программирования "1С:Предприятие 8.2" — язык программирования, который используется в семействе программ "1С:Предприятие". Данный язык является предварительно компилируемым предметно-ориентированным языком высокого уровня. Встроенный язык "1С:Предприятие 8.2" наиболее подобен по своему синтаксису языку Visual Basic.

Мария Барская и Игорь Кузора в своей статье "1С:Школа. Информатика, 10 класс" для обучения в школе и дома", опубликованной в учебно-методическом журнале "Информатика" утверждают, что преимущество примеров на встроенном языке "1С:Предприятие 8.2" в том, что все программы записываются на русском языке сродни школьному алгоритмическому языку, однако в отличие от последнего являются исполняемыми программами, при этом не требуются дополнительные пояснения, что означают те или иные выражения, функции или команды, которые записываются в других программах с помощью латиницы. В качестве других преимуществ данной программы заявлены простота и удобство разработки решений различного уровня сложности, а также режим справки на русском языке. Попытаться доказать или подвергнуть сомнению данное утверждение нам предстоит в период апробации образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 10 кл.".

В нашей школе проводить апробацию предполагалось в 10-м классе естественно-математического профиля, но, по некоторым причинам, в десятых классах в этом году ведет другой преподаватель, поэтому условия апробации несколько изменились. Апробация образовательного комплекса проводится в девятых общеобразовательных классах. Информатику в этих классах школьники изучали на пропедевтическом уровне с 5 по 7 класс по одному часу в неделю, в основной школе в 8 классе один час, в 9 классе на изучение информатики отводится 2 часа в неделю. Если составление алгоритмов на языке блок-схем или в среде конкретных исполнителей, таких как Черепашка, Робот, Стрелочка, Кузнечик и т.д. обычно не вызывает особых трудностей, то изучение процедурного языка программирования всегда сопряжено с рядом проблем.

Мною были испробованы различные методики обучения программированию: самостоятельная работа, опережающее обучение, дифференцированный подход, проектный метод, и т. д. однако многие учащиеся оказались не мотивированы на изучение языка программирования, и только отдельные ученики успешно справлялись с заданиями.

Когда в начале учебного года я объявила ребятам, что мы будем обучаться языку программирования на основе платформы "1С:Предприятие 8.2", у многих учеников это сообщение вызвало неподдельный интерес, так многие из них наслышаны о практическом применении этой платформы в дальнейшей профессиональной деятельности. Тем не менее, от изучения процедурного языка решила не отказываться, поэтому обучение программированию на основе платформы "1С:Предприятие 8.2" проводится параллельно с изучением языка программирования Pascal.

На данный момент из главы "Основы алгоритмизации. Технологии программирования" рассмотрены предложенные материалы и выполнены практические работы пяти параграфов (§4.1–§4.5). Хочется отметить хорошую подборку обучающих заданий для подготовки к ЕГЭ, интересную подборку практических заданий. Эти задания учащиеся выполняют с интересом, и особых затруднений они не вызывают. Работа проводится индивидуально, фронтально, в парах, в группах, т.е. используются различные формы. Наряду с большим количеством положительных моментов, встретились те, которые вызвали затруднения, поэтому хотелось бы разработчиков ознакомить с ними. Возможно, это индивидуальные особенности именно моих учеников, но, тем не менее, поскольку идет апробация, я выскажу некоторые замечания:

  • Практический материал к §4.3 довольно обширный, выполняли его в течение двух уроков. На 3-х компьютерах во время работы программа постоянно выдает ошибки при создании регистров сведений и аварийно завершает работу без предыдущих сохранений. Решить проблему удалось только путем постоянного сохранения после каждого пункта алгоритма. Механизм бизнес-процессов освоили с трудом, долго строили блок-схему, с заданием справились только сильные ученики, остальным понадобилось дополнительное внеурочное время;
  • Задание 2 из практического материала к §4.4 считаю практичным, понятным, учащиеся с заданием справились. Эту же задачу реализовали еще в двух программных средах: Turbo Pascal и Конструктор алгоритмов. Третье задание рассматривать на уроке не стала, так как в ней реализована конструкция ветвления, а это материал следующего урока, к тому же материал очень объемный. В процессе подготовки к уроку всегда материал сначала прорабатываю самостоятельно, выполнение этого задания оказалось очень утомительным даже для меня, подготовленного пользователя. Основываясь на опыте проведения предыдущей практической работы (создание механизма бизнес-процессов), решила отказаться от использования этого материала на уроке, считая, что дети быстро потеряют интерес. Текст программы довольно большой, новая неизвестная конструкция ветвления;
  • Задание 4 из подборки практических заданий к §4.5 выполнить не смогли, поскольку не знакомы с циклической конструкцией, задание 5 требует тщательного осмысления и анализа условия задачи, однако это нисколько не мешает использовать эти задания в работе с наиболее подготовленными учениками.

 

Делать какие-либо выводы пока еще преждевременно, но уже сейчас могу сказать, что согласно лицензии, образовательный комплекс установлен на всех компьютерах, соответственно каждый ученик имеет к нему доступ, что значительно повышает качество обучения, увеличивает производительность урока, позволяет использовать различные формы работы.

Литература

  1. Учебно-методический журнал для учителей информатики, № 13 2011, издательский дом "Первое сентября"