Усенков Д.Ю. dscrew69@mail.ru Институт информатизации образования Российской академии образования, Москва
Очевидно, что грамотное применение современных средств информационных и коммуникационных технологий позволяет не только существенно повысить качество обучения даже в условиях снижения объемов отпущенного на преподавание информатики учебного времени, но и облегчить работу самого учителя.
В качестве примера рассмотрим использование образовательных комплексов (ОК) "Информатика", выпущенных фирмой "1С".
Первый из таких образовательных комплексов был разработан автором доклада в 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" по гранту YAGR (сценарии ЦОР), специалистами "1С" и Т.Е. Щепакиной (методическая поддержка): это комплекс "Информатика (8-9 кл.)", выложенный в свободном доступе на сайте Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru). Этот комплект покрывает темы "Информация и информационные процессы" и "Компьютер как универсальное устройство информации". Хотя указанные материалы представляют собой отдельные ЦОР в формате Flash и не сопровождены поясняющим текстом теоретического материала, они могут с успехом использоваться в качестве наглядного материала (данные ЦОР озвучены диктором) на уроках не только в 8-9, но и в 10-11 классах.
Второй ОК, о котором пойдет речь, – это комплекс "Информатика, 10 кл.", выпущенный в составе серии продуктов "1С:Школа" на платформе "1С:Образование 4. Дом". Данная серия образовательных комплексов предназначается в основном для самостоятельного использования в домашних условиях (в качестве дополнительного материала к учебнику, при компенсировании пропусков занятий по болезни либо при подготовке к последующим урокам), однако может также использоваться учителем непосредственно на уроке, а с помощью системы организации и поддержки образовательного процесса "1С:Образование 4.1. Школа 2.0" учебные материалы ОК могут быть использованы в компьютерном классе в сетевом режиме как в Windows так и в Linux. В состав ОК "Информатика, 10 кл." в том числе вошли некоторые цифровые ресурсы из комплекта "Информатика, 8-9 класс", однако данный ОК представляет собой уже полноценный "электронный учебник": в нем ЦОР сопровождаются развернутым теоретическим материалом в текстовой форме, а каждая учебная тема сопровождается подборками практических заданий и заданий для самостоятельного решения.
Образовательный комплекс "Информатика, 10 кл." освещает следующие темы курса:
Таким образом, материалы данного ОК покрывают содержание не только базового, но и профильного уровня обучения информатике и ИКТ по программе 10 класса. (Отдельно заметим: в проекте нового ФГОС, кроме введенного "интегративного" курса математики и информатики, оставлены прежние базовый и профильный уровни, а поскольку ФГОС не диктует содержание обучения, можно предположить, что содержание базового и профильного уровней изменится незначительно.)
Хотелось бы обратить внимание именно на тему "Принципы построения компьютеров". Очевидно, что изучение аппаратного устройства компьютера и его программного обеспечения необходимо как на базовом, так и на профильном уровне: хотя для большинства пользователей современный ПК является лишь инструментом прикладной профессиональной деятельности, понимание устройства ПК и принципов построения различных типов ПО необходимо, чтобы владение компьютером не сводилось только лишь к механическим навыкам. Современные аппаратные средства ИКТ, а тем более software развиваются и сменяются настолько быстро, что практически каждому пользователю приходится осваивать все новые и новые их версии, а это возможно лишь при достаточно высоком общем уровне ИКТ-компетенции. Необходимо также уделять внимание как истории развития средств ИКТ, так и новым технологическим решениям, разрабатываемым во всем мире: и то, и другое важно для понимания тенденций дальнейшего развития ИКТ, для поддержания постоянной готовности к освоению наиболее современных, наиболее эффективных средств компьютеризации и информатизации своей профессиональной сферы.
Тема "Принципы построения компьютеров" для восприятия учащимися достаточно сложна. Причины этого в том, что большинство процессов, происходящих в компьютере при обработке информации и при функционировании его устройств, скрыты от пользователя. Визуализация вычислительных процессов, хотя и возможна физически, затруднена из-за высокой скорости работы современных ПК (специальные же лабораторные стенды есть не во всякой школе). Аппаратные же устройства, как правило, имеют непрозрачный корпус, поэтому их функционирование в процессе работы недоступно для наблюдения пользователя, а во вскрытом состоянии такие устройства обычно утрачивают работоспособность. Поэтому здесь с точки зрения наглядности особенно важна роль анимаций, демонстрирующих внутреннюю структуру аппаратных устройств в процессе их функционирования, ход различных процессов в ПК на упрощенных схемах, пошаговое выполнение разного рода вычислений и т.д. Важен и такой аспект, как модельность: в анимациях внимание учащегося сосредотачивается на наиболее важных элементах конструкции и сторонах процесса функционирования изучаемого устройства, не "распыляясь" на несущественные мелочи.
Примерами подобных ЦОР в ОК "Информатика, 10 кл." являются:
Какие могут быть дальнейшие направления развития электронных образовательных ресурсов для поддержки изучения рассматриваемой темы курса информатики?
В целом можно надеяться, что разработчики ОК "Информатика" не остановятся на достигнутом, а продолжат разработку данной линейки курсов в сторону выпуска ОК для 11 класса и, возможно, отдельных тематических ОК для профильных направлений обучения.