Применение образовательного комплекса "1С: Школа. Информатика, 11 класс" в образовательном процессе на примере темы "Измерение информации"

Тамбовцева Н.В., Сапожникова Г.В., school461@spb.edu.ru Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №461 Колпинского района Санкт-Петербурга

Современный подход к изучению информатики и применение новейших технологий позволяют не "потерять" внимание ученика к предмету, заинтересовать его и заставить мыслить. Именно это является одной из причин, по которой целесообразно развивать направление "электронного" образования, отходить от бумажного варианта работы. Современный школьник не всегда охотно работает в тетради, уже достаточно сложно привлечь внимание ученика к заданию, не сопровождаемому мультимедийными приложениями. Естественно, нельзя делать перегиб в пользу образования исключительно с использованием компьютера. Живое общение, "эмоциональный диалог" с учителем очень важны. Следует, однако, учесть, что часто болеющие дети выпадают из образовательного процесса, иногда пропускают важные темы. И здесь в их поддержке ключевую роль сыграют образовательные комплексы, подобные ОК "1С.:Школа. Информатика, 11 кл.". Это, в первую очередь, доступно и понятно. Во-вторых, это современно и интересно. А главное – это возможность не пропустить в предмете ничего важного, догнать (а при желании и перегнать) одноклассников, продемонстрировать лидерские качества.

В 10 классе применение ОК "1С:Школа. Информатика, 10 класс" проходило достаточно успешно, процесс изучения теоретического материала и выполнение практических заданий шел динамично, позволяя уйти от привычных способов и методов преподавания, найти новый подход в изучении различных тем. ОК "1С:Школа. Информатика, 11 класс" обещал быть не менее интересным.

Особое внимание привлекла тема "Измерение информации". С одной стороны, эта тема полна разнообразным теоретическим материалом, обилием формул и понятий. С другой – множеством задач. ОК "1С:Школа. Информатика, 11 класс" сразу порадовал большим количеством теоретического материала и включенными в него видеофрагментами, что часто вызывает положительные отклики учеников. Они могут вникнуть более детально в различные процессы, освоить разные теоретические вопросы, которые не были бы изучены так глубоко без интерактивных моделей. Материал изложен "на уровне", понятно, просто, доступно современному ученику. А для учителя – это возможность на уроке сократить время подачи теоретического материала или эффективно организовать проектную деятельность в рамках образовательного процесса, что позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал и личностные характеристики каждого ученика. При рассмотрении практических заданий образовательного комплекса мы пришли к некоторым выводам и открытиям для себя.

С одной стороны, можно поставить под сомнение введение (как в теории, так и в практической части) формул, содержащих знаки ∑ (формула Шеннона), обосновав это тем, что не во всех школах на уроках математики вводятся эти понятия. С другой стороны, это может стать стимулом для поиска учащимся необходимой информации в сторонних источниках, развитию исследовательской деятельности школьника и не приведет к использованию информации "в лоб", подстегнет его к самостоятельному поиску.

Так, и в заданиях по определению количества информации практики используются нецелые степени двоек (в заданиях ЕГЭ здесь требуется найти целое число битов). В образовательном комплексе решить такие задачи без использования стороннего справочного материала для ученика практически невозможно. Сложно, например, найти . Но если все-таки стремиться к точным вычислениям, что разумно с точки зрения математики, теории информатики и точности расчетов, то справочник с таблицей вспомогательных материалов, поиск в нем значений будет призван развивать навыки поиска верного ответа, исследования и анализа полученного результата. Имея практику поиска решения в справочнике нецелых степеней двоек, справиться с задачами, где ответ целое число – не будет составлять труда.

Очень хотелось бы использовать ОК "1С: Школа. Информатика, 11 класс" в качестве дополнительного материала при подготовке к ЕГЭ, итоговым контрольным работам. По нашему мнению, на данный момент сложность приведенных заданий недостаточно высока (даже если учесть самостоятельный вариант решения задач по теме "Измерение информации" дома). Идеально было бы разбить все задачи по категориям сложности, тем самым, позволив применение дифференцированного подхода при изучении материала.

Учитывая все вышесказанное, можно однозначно сказать, что новый образовательный комплекс для 11 класса удачно вписывается в современную теорию образования, которая согласуется с образовательными стандартами нового поколения. Проведенный нами опрос среди учеников 11 класса показал, что с их точки зрения использование интерактивного учебника более эффективно и дает лучшие результаты. Показатели обученности в классе выросли за последние два года по сравнению с предыдущими.

В качестве пропедевтики возможно использование некоторых разделов информатики и при изучении в 8-9 классах. Мы готовы продолжать работу с образовательными комплексами фирмы "1С" с целью повышения качества образования в современных реалиях.