Исторические карты в электронных ресурсах: сравнительный анализ

Виноградова М.В. к.с.н. m.teacher@mail.ru МБОУ Гимназия № 9 г. Химки Московской области

Может показаться, что работа учителя с появлением в школе технологий электронного обучения должна кардинально измениться. Однако, это не совсем так. Меняется техническая составляющая обучения, а методы и средства остаются неизменными. Как и в самом начале работы в школе одним из важнейших видов условно-графической наглядности для меня остается историческая карта. Когда мой ученик подходит к интерактивной доске и смотрит на говорящую, анимированную, снабженную всплывающими картинками карту, я вспоминаю классическую фразу из учебника методики: "Не помещенные во времени и в пространстве исторические события представляются нам простой абстракцией, лишенной реального содержания". [1] Однако, локализация изучаемых на уроке событий, для меня не главное. Я согласна с точкой зрения методистов, в пособиях которых школьная историческая карта рассматривается, прежде всего, как инструмент развивающего обучения. [2]

В последнее время вышел ряд электронных изданий, содержащий именно картографический материал. Их применение открывает перед нами, учителями, новые возможности и наполняет современным содержанием приемы организации познавательной деятельности учащихся при работе с условно-графической наглядностью. На уроках истории России в X классе я использую три образовательных комплекса, дополняя их собственными разработками. (Рисунок 1) Это позволяет мне провести сравнительный анализ электронных карт и сделать предварительные выводы об их роли в повышении эффективности образовательного процесса. (Таблица 1)

Образовательный комплекс "1С:Школа. История 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ" я использую на своих уроках много лет, не ограничиваясь при этом занятиями в старших классах. [3] Подборка анимационных карт входит в справочный аппарат данного издания и отражает все ключевые моменты отечественной истории. Традиционная функция исторической карты – раскрыть динамику событий и процессов, – в анимационных картах получила свое непосредственное воплощение. Школьники видят как меняются границы, возникают города и откатываются после поражений армии противника… Не смотря на то, что вопросы к картам не предусмотрены, с их помощью легко провести закрепление или спросить изученный материал. Достаточно выключить звук и попросить школьника заменить собой артиста, читающего текст. В этот момент создается учебная ситуация с элементами игры, позволяющая привлечь внимания всего класса к карте и отраженным на ней событиям.

Ресурс "Интерактивные карты с заданиями. История Отечества. Картографический тренинг для работы на уроке и подготовки к экзаменам" охватывает период Отечественной истории с VI по XIX век. [4] Помимо традиционных тем политической истории, электронный ресурс содержит карты по экономике и культуре. Исторические карты данного ресурса максимально приближены по форме к опорному конспекту. Пиктограммы из условных обозначений можно использовать на уроках с применением технологии схемных и знаковых моделей (В.Ф. Шаталова). Большое количество заданий, немедленный результат, который благодаря большой электронной доске видит весь класс, - все это привносит в урок элемент соревнования. В такой ситуации документальные исторические источники, изобилующие сложными для десятиклассника словами, воспринимаются иначе, нежели на страницах учебника.

Наполнить новым содержанием методический прием "оживление карты наглядными средствами" позволяет ресурс "Интерактивные карты по истории + 1С: Конструктор интерактивных карт". [5] Старые учебники по методике советовали нам, учителям, прикреплять к карте самостоятельно изготовленные значки, символы и аппликации. Часто используя этот прием, я фактически создавала авторские карты, чье содержание было обусловлено целями урока. Использование интерактивной доски и Конструктор карт позволяют сделать процесс "оживления" карт более технологичным. Однако, даже при наличии пошаговой инструкции, я чувствую необходимость в дополнительных занятиях и видеосюжетах в разделе Методическая поддержка.

При всем богатстве картографических ресурсов работа с ними не позволяет мне пользоваться интерактивной доской иначе как интерактивным экраном. Рисовать на поверхности карты границы и подписывать города мне приходится на специальном шаблоне, который я делаю самостоятельно. При использовании пособия "Тетрадь-тренажер" из серии "Сферы" я получаю красочную контурную карту на всей поверхности экрана. [6] Работа с картой, выведенной на большой экран, помощь одноклассников при возникновении затруднений создает особую ситуацию интеллектуального общения. Благодаря ей школьники легко переходят от репродуктивных заданий (подписать названия городов) к сложным вопросам, например, характеристике целого исторического периода.

В современной школе эффективность образовательного процесса рождается на пересечении традиционных средств обучения и новых технических возможностей. Эффективность – это результат работы учителя, который имеет свободу выбора, и может создать для своих учеников такую образовательную среду, в которой возможна продуктивная образовательная деятельность.

Рис. 1. Организация работы на уроках истории России в X классе с использованием интерактивных карт

Таблица 1

Сравнительная характеристика электронных образовательных ресурсов

Факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса

Особенности электронного образовательного ресурса

Образовательный комплекс "1С:Школа. История, 10 -11 классы. Подготовка к ЕГЭ"

Подборка анимированных карт отражает все ключевые моменты отечественной истории
Диск легко устанавливается (время установки сопоставимо со школьной переменой)
Карты сопровождаются голосовыми пояснениями и всплывающими окнами с дополнительной информацией
Анимированной картой легко управлять, меняя ее настройки в зависимости от цели, стоящей перед учителем

Карты не содержат вопросов к ним
Для использования на уроке изучения нового материала в 10 – 11 классе анимированные карты содержат не достаточный объем фактического материала
В пособии нет карт, иллюстрирующих развитие экономики, отсутствуют ресурсы, посвященные II половине XX века
Методические рекомендации к диску продаются отдельно

Интерактивные карты с заданиями. История Отечества. Картографический тренинг для работы на уроке и подготовки к экзаменам

Подборка карт охватывает все темы по Отечественной истории, включая социально-экономическое и культурное развитие (до XX века)
Диски не требуют установки и предельно просты в управлении
Карты не перегружены информацией, отвлекающей от их тематики
Документы и выдержки из исторических произведений позволяют решать как утилитарные задачи подготовки к экзаменам, так и более общие – работы с историческими источниками

В сложном задании нельзя показать правильные ответы последовательно
Большинство заданий носит репродуктивный характер
Творческие задания учитель должен формулировать самостоятельно
Существует печатный вариант пособия, однако он продается отдельно

Интерактивные карты по истории + 1С: Конструктор интерактивных карт

Программная среда позволяет создавать карты самостоятельно по любым темам истории Отечества
Преподаватель может сформировать карту отвечающую задачам учебного процесса в каждом конкретном классе, включив в нее иллюстративный материал и вопросы по существующим шаблонам
На диске содержится подробная пошаговая инструкция действий учителя

Электронный ресурс содержит готовые карты только по  Всеобщей истории
Не смотря на наличие инструкции, для учителя-гуманитария требуются дополнительные занятия для отработки технологии создания собственных карт
Большая учебная нагрузка не дает возможности уделить этой работе достаточно времени
В ходе урока механизм "захвата" условных обозначений дает сбои и отвлекает школьников

Авторская разработка на основании "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-тренажер"

Созданные на основе тетради-тренажера авторские карты позволяют использовать все возможности интерактивной доски для активизации познавательной деятельности учащихся
Работа учеников с картой, выведенной на большой экран, создают педагогическую ситуацию общения
Работа с данным ресурсом является продолжением работы c аналогичной Тетрадью-тренажером в IX классе

Отсутствие готовых апробированных электронных контурных карт
Не до конца ясно, не нарушают ли подобные действия авторских прав создателей пособия


Литература

  1. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М., 1964. С. 167.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
  3. Образовательный комплекс "1С:Школа. История, 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ". 1С-Паблишинг. М., 2011.
  4. Интерактивные карты с заданиями. "История Отечества. Картографический тренинг для работы на уроке и подготовки к экзаменам" М., 2013.
  5. Интерактивные карты по истории + 1С: Конструктор исторических карт. 1С-Паблишинг. М., 2011.
  6. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-тренажер. М., 2011.