Вершинина Людмила Николаевна, Малышева Екатерина Леонидовна, учителя начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №52 города Кирова
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является его обучение в начальной школе. Математика – одна из важнейших наук. С ней человек встречается каждый день в своей жизни. Одна из главных задач уроков математики - развитие познавательного интереса школьников. Проблеме развития познавательного интереса были посвящены работы психологов В. Б. Бондаревского, Т. А. Куликовой, Л. Н. Вахрушевой. Они считают, что познавательный интерес – это особое отношение ребёнка к предмету, как к чему – то для него привлекательному, особое внимание, стремление к чему-нибудь, желание узнать, понять. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.
Главная цель нашей работы с детьми – научить мыслить. Для этого мы в своей практике используем цифровые образовательные ресурсы, играющие важную роль в построении современного урока. Цифровые образовательные ресурсы помогают формировать универсальные учебные действия, увлекают, заставляют задуматься, развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.
В современных условиях модернизации образования в начальной школе внедряются новые информационные технологии, грамотное использование которых способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний школьников, формированию интереса к тому или иному предмету. Ценность цифровых образовательных ресурсов обуславливает необходимость их применения почти на каждом уроке. Причём, такой ресурс должен быть не отдельным инструментом, отделённым от учебного процесса, а естественным элементом урока, построенным на основе используемых на уроке материалов: учебника и методических рекомендаций к нему.
Образовательный комплекс (ОК) «1С:Школа. Математика, 1-4 кл. Тесты» предназначен для проверки достижений учеников начальной школы в области математики. ОК содержит коллекцию из примерно 500 тестовых заданий ко всем разделам программы по предмету «Математика» для четырёхлетней начальной школы.
Родителям этот образовательный комплекс поможет проверить уровень обученности своего ребёнка в области математики, расширить круг представлений ребёнка о мире.
Работа с цифровыми ресурсами диска способствует развитию мышления младших школьников и их общей эрудиции.
Для учителя начальной школы здесь собраны итоговые контрольные работы на каждый год обучения, которые можно проводить в компьютерном классе или в обычной классной комнате, предъявляя проверочные задания через проектор. Учитель также найдёт множество тематических проверочных работ по математике, соответствующих основным темам программы 1-4 классов.
Материал этих тестов охватывает весь круг знаний и умений, требуемых современным Государственным стандартом начального образования. Другая часть тестовых заданий - более высокого уровня. Подобные задания могут быть использованы учителем при проведении викторин, олимпиад, предметных недель или для работы с более подготовленными школьниками.
Цифровые ресурсы диска представлены в ОК в трёх видах:
ОК содержит около 500 интерактивных тестовых заданий разного типа. Задания с проверкой ответа – традиционная форма вопросов в электронных изданиях. Большинство интерактивных заданий предполагают проверку ответа и содержательное реагирование на разные ошибки. Однотипные задания имеют одинаковое название, отличаясь номером.
Если пользователь работает с подборкой, то переход к следующему заданию осуществляется нажатием кнопки «Вперёд». Результаты решения таких подборок заносятся в «Дневник». В ОК представлены различные разновидности заданий – это задания с выбором единственного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, а также задания, требующие перетаскивания объектов и выбор ответа из выпадающего списка. Во всех тестовых заданиях варианты ответов перемешиваются, то есть динамическое формирование контрольных работ обеспечивает множество вариантов, не позволяя бездумно заучивать правильные ответы.
Предложенный материал диска «Математика. 1- 4 класс Тесты» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения начального общего образования и на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой «Математика» с применением коллекции цифровых образовательных ресурсов «Математика. 1 – 4 класс. Тесты».
Ресурсы могут быть использованы по отдельности при изучении разных тем для объяснения, организации дискуссии на уроке, для обобщения и систематизации знаний, тренинга и проверки.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Возьмём к рассмотрению тему «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».
№ урока |
Тема урока |
УУД |
Предметные результаты |
|
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. |
||||
1 |
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. |
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: |
Называть числа в порядке их следования при счёте. |
|
2 |
Счёт предметов. |
|||
3 |
Вверху. Внизу. Слева. Справа. |
|||
4 |
Раньше. Позже. Сначала. Потом. |
|||
5 |
Столько же. Больше. Меньше. |
|||
6, 7 |
На сколько больше? На сколько меньше? |
|||
8 |
Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел» |
Педагоги могут использовать предлагаемые сценарии этапов урока в своей работе.
Технологическая карта урока математики по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».
Класс 1
Урок № 2 (в теме)
Тема урока «Счёт предметов».
Автор УМК «Школа России». Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового.
Оборудование и средства обучения: диск «1С: Математика. 1 – 4 класс. Тесты».
Тема урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ЦОР |
Счёт предметов. |
Этап закрепления знаний и способов действий. |
Учитель открывает диск. Читает задание, заполняет таблицу, опираясь на ответы детей.
|
Учащиеся смотрят на экран, отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с ним.
|
Задание 1. Задание 3. |
Технологическая карта урока математики по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».
Класс 1
Урок № 3(в теме)
Тема урока «Вверху. Внизу. Слева. Справа».
Автор УМК «Школа России». Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Тип урока «Урок изучения и первичного закрепления нового».
Оборудование и средства обучения: диск «1С: Математика. 1 – 4 класс. Тесты».
Тема урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ЦОР |
Вверху. Внизу. Слева. Справа.
|
Первичная проверка понимания.
Этап закрепления знаний и способов действий.
Этап обобщения и систематизации знаний. Дидактическая задача: |
Учитель вводит новые понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Учитель отрабатывает новые понятия с учащимися при помощи раздаточного материала.
Учитель открывает диск. Читает задание, помогает учащимся расставить картинки.
Учитель предлагает детям отгадать загадку про ёжика. Открывает диск «Математика. 1 – 4 класс. Тесты.», читает задание, контролирует действия детей.
Учитель открывает диск, читает задание и просит соединить стрелками противоположные по смыслу слова, которые указывают на пространственные отношения объектов.
Учитель предлагает сделать выводы о значении пространственных отношений. |
Учащиеся знакомятся с данными понятиями, сопоставляют их.
Учащиеся работают с раздаточным материалом, выполняют упражнения, делают выводы, опираясь на полученные знания.
Дети отгадывают загадку.
Дети выполняют задание, помогают ёжику добраться до гриба, используя новые понятия.
Учащиеся принимают поставленные задачи, предлагают варианты выполнения данного задания.
Учащиеся делают выводы о пространственных отношениях и их практическом значении.
|
Раздел «Начала геометрии» → Пространственные отношения → Кого куда?
Начала геометрии → Пространственные отношения →Ёжик идёт по дорожке.
Игры → Направления движения Начала геометрии → Пространственные отношения →Пространственные отношения.
|
Технологическая карта урока математики по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».
Класс 1
Урок № 5(в теме)
Тема урока «Столько же. Больше. Меньше».
Автор УМК «Школа России». Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового.
Оборудование и средства обучения: диск «1С: Математика. 1 – 4 класс. Тесты».
Тема урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ЦОР |
Столько же. Больше. Меньше. |
Этап закрепления знаний и способов действий.
Этап обобщения и систематизации знаний. Дидактическая задача: |
Открывает диск, читает задание, просит уравнять количество заданных фигур разными способами, опираясь на понятия «столько же», «поровну». Учитель добавляет два зелёных круга, предлагает выполнить вторую часть задания и подводит детей к составлению таблицы для проверки правильности выполнения задания.
Для обобщения и систематизации знаний учитель предлагает расположить фотографии в порядке возрастания количества животных на каждой из них, осуществляет контроль за действиями учащихся.
После выполнения заданий учитель нажимает «Подтвердить ответ». |
Дети принимают задачу учителя, предлагают разные варианты уравнивания фигур.
Дети выполняют вторую часть задания, составляют таблицу, анализируют её.
Учащиеся осуществляют самопроверку.
Ученики называют порядок фотографий, подсчитывая количество животных на картинках.
Учащиеся осуществляют самопроверку. |
Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → Добавь фигурки.
Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → «Убери фигурки со стола».
Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → Убери фигурки со стола.
Величины → Упорядочение объектов → Сколько животных |
Мы считаем, что уроки с использованием ЦОР не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным, а также происходит индивидуализация и дифференциация образовательного процесса. Меняются приоритеты в способах и методах обучения: от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, выбора и обработки информации. Цель любого современного урока, в том числе и урока математики, - это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для реализации этого заложены в использовании ЦОР. Именно они помогают учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, усвоить базовые знания по предмету, систематизировать ранее изученный материал, сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности.