Использование образовательного комплекса «1С:Школа. Математика, 1- 4 кл. Тесты» на уроках математики в 1 классе

Вершинина Людмила Николаевна, Малышева Екатерина Леонидовна, учителя начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №52 города Кирова

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является его обучение в начальной школе. Математика – одна из важнейших наук. С ней человек встречается каждый день в своей жизни. Одна из главных задач уроков математики - развитие познавательного интереса школьников. Проблеме развития познавательного интереса были посвящены работы психологов В. Б. Бондаревского, Т. А. Куликовой, Л. Н. Вахрушевой. Они считают, что познавательный интерес – это особое отношение ребёнка к предмету, как к чему – то для него привлекательному, особое внимание, стремление к чему-нибудь, желание узнать, понять. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.

Главная цель нашей работы с детьми – научить мыслить. Для этого мы в своей практике используем цифровые образовательные ресурсы, играющие важную роль в построении современного урока. Цифровые образовательные ресурсы помогают формировать универсальные учебные действия, увлекают, заставляют задуматься, развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.

В современных условиях модернизации образования в начальной школе внедряются новые информационные технологии, грамотное использование которых способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний школьников, формированию интереса к тому или иному предмету. Ценность цифровых образовательных ресурсов обуславливает необходимость их применения почти на каждом уроке. Причём, такой ресурс должен быть не отдельным инструментом, отделённым от учебного процесса, а естественным элементом урока, построенным на основе используемых на уроке материалов: учебника и методических рекомендаций к нему.

Образовательный комплекс (ОК) «1С:Школа. Математика, 1-4 кл. Тесты» предназначен для проверки достижений учеников начальной школы в области математики. ОК содержит коллекцию из примерно 500 тестовых заданий ко всем разделам программы по предмету «Математика» для четырёхлетней начальной школы.

Родителям этот образовательный комплекс поможет проверить уровень обученности своего ребёнка в области математики, расширить круг представлений ребёнка о мире.

Работа с цифровыми ресурсами диска способствует развитию мышления младших школьников и их общей эрудиции.

Для учителя начальной школы здесь собраны итоговые контрольные работы на каждый год обучения, которые можно проводить в компьютерном классе или в обычной классной комнате, предъявляя проверочные задания через проектор. Учитель также найдёт множество тематических проверочных работ по математике, соответствующих основным темам программы 1-4 классов.

Материал этих тестов охватывает весь круг знаний и умений, требуемых современным Государственным стандартом начального образования. Другая часть тестовых заданий - более высокого уровня. Подобные задания могут быть использованы учителем при проведении викторин, олимпиад, предметных недель или для работы с более подготовленными школьниками.

Цифровые ресурсы диска представлены в ОК в трёх видах:

  • В виде подборок тестовых вопросов для проверки результатов обучения ребёнка в конце 1, 2, 3 и 4 класса. Эти контрольные работы – разноуровневые. Минимальный уровень – это уровень требований Государственного стандарта начального образования. В контрольной работе минимального уровня все задания не выходят за рамки программы, и всё то, что проверяется, ребёнок обязан знать и уметь. Единственным ограничением здесь является то, что в настоящее время существует много разных программ и учебников. Несмотря на то, что к концу четвёртого класса уровень Государственного стандарта должен быть достигнут независимо от того, по какому учебнику занимался ребёнок, в конце первого, второго и третьего классов между результатами обучения детей, обучавшихся по разным программам, могут быть несоответствия. Поэтому родители, обнаружившие, что в конце первого или второго класса их ребёнок не отвечает на вопросы контрольной работы минимального уровня, должны сначала сопоставить программу, по которой учится ребёнок, с вопросами контрольной работы, и только потом начинать волноваться о том, что он что-то не усвоил вовремя.
  • В виде тематических проверочных работ по отдельным позициям требований Государственного стандарта. Например, «Рациональные вычисления». И в тематических проверочных работах, и в итоговых контрольных работах число вопросов в тесте соответствует возрасту детей. Вопросы выпадают в случайном порядке, что позволяет проводить одну и ту же работу неоднократно, без точного повторения вопросов и порядка их представления.
  • В виде коллекции отдельных тестовых вопросов, распределённых по рубрикам примерной программы обучения. Этот вариант представления ресурсов позволяет учителю формировать свои подборки ресурсов к отдельным урокам и эффективно использовать их на занятиях. Ресурсы можно экспортировать и включать в собственные презентации.

ОК содержит около 500 интерактивных тестовых заданий разного типа. Задания с проверкой ответа – традиционная форма вопросов в электронных изданиях. Большинство интерактивных заданий предполагают проверку ответа и содержательное реагирование на разные ошибки. Однотипные задания имеют одинаковое название, отличаясь номером.

Если пользователь работает с подборкой, то переход к следующему заданию осуществляется нажатием кнопки «Вперёд». Результаты решения таких подборок заносятся в «Дневник». В ОК представлены различные разновидности заданий – это задания с выбором единственного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, а также задания, требующие перетаскивания объектов и выбор ответа из выпадающего списка. Во всех тестовых заданиях варианты ответов перемешиваются, то есть динамическое формирование контрольных работ обеспечивает множество вариантов, не позволяя бездумно заучивать правильные ответы.

Предложенный материал диска «Математика. 1- 4 класс Тесты» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения начального общего образования и на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой «Математика» с применением коллекции цифровых образовательных ресурсов «Математика. 1 – 4 класс. Тесты».

Ресурсы могут быть использованы по отдельности при изучении разных тем для объяснения, организации дискуссии на уроке, для обобщения и систематизации знаний, тренинга и проверки.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Возьмём к рассмотрению тему «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».


№ урока

Тема урока

УУД

Предметные результаты

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.

1

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

Регулятивные УУД:
-  целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта
- Проговаривать последовательность действий при выполнении теста ЦОР.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника и ЦОР.
- Учиться работать по предложенному на диске плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулиро­вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных на диске математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью материалов ЦОР.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике и в материалах диска «Математика. 1- 4 класс. Тесты».
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную с диска.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  математические объекты.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Называть числа в порядке их следования при счёте.
Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делатьвывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.
Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее)

2

Счёт предметов.

3

Вверху. Внизу. Слева. Справа.

4

Раньше. Позже. Сначала. Потом.

5

Столько же. Больше. Меньше.

6, 7

На сколько больше? На сколько меньше?

8

Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел»

Педагоги могут использовать предлагаемые сценарии этапов урока в своей работе.

 

Технологическая карта урока математики по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».

Класс  1
Урок  № 2 (в теме)
Тема урока «Счёт предметов».
Автор УМК «Школа России». Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового.
Оборудование и средства обучения: диск «1С: Математика. 1 – 4 класс. Тесты».

Тема урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР

Счёт предметов.

Этап закрепления знаний и способов действий.
Дидактическая задача:
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации

 

Учитель открывает диск. Читает задание, заполняет таблицу, опираясь на ответы детей.

 

 

Учащиеся смотрят на экран, отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с ним.

 

 

 

 

 

 

Задание 1.
Раздел «Числа и вычисления» → Число → Счёт предметов → Сколько фигурок?
Задание 2.
Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → Положи на стол фигурки.

Задание 3.
Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → Заполни таблицу.
Задание 4.
Начала геометрии → Пространственные отношения → Стол и тарелки 1,2,3,4.

 

Технологическая карта урока математики по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».

Класс 1
Урок № 3(в теме)
Тема урока «Вверху. Внизу. Слева. Справа».
Автор УМК «Школа России».  Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Тип урока «Урок изучения и первичного закрепления нового».
Оборудование и средства обучения: диск «1С: Математика. 1 – 4 класс. Тесты».

Тема урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР

Вверху. Внизу. Слева. Справа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания.
Дидактическая задача:
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап закрепления знаний и способов действий.
Дидактическая задача:
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

 

Этап обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая задача:
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

 

Учитель вводит новые понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа».

 

Учитель отрабатывает новые понятия с учащимися при помощи  раздаточного материала.

 

Учитель открывает диск. Читает задание, помогает учащимся расставить картинки.

 

Учитель предлагает детям отгадать загадку про ёжика.

Открывает диск «Математика. 1 – 4 класс. Тесты.», читает задание, контролирует действия детей.

 

 

Учитель открывает диск, читает задание и просит соединить стрелками противоположные по смыслу слова, которые указывают на пространственные отношения объектов.

 

 

 

 

Учитель предлагает сделать выводы о значении пространственных отношений.

 

Учащиеся знакомятся с данными понятиями, сопоставляют их.

 

Учащиеся работают с раздаточным материалом, выполняют упражнения, делают выводы, опираясь на полученные знания.
.
Учащиеся называют картинки и расставляют их в соответствии с заданием.

 

Дети  отгадывают загадку.

 

Дети выполняют задание, помогают ёжику добраться до гриба, используя новые понятия.

 

 

Учащиеся принимают поставленные задачи, предлагают варианты выполнения данного задания.

 

 

 

 

 

Учащиеся делают выводы о пространственных отношениях и их практическом значении.

 

 

 

 

Раздел «Начала геометрии» → Пространственные отношения → Кого куда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начала геометрии → Пространственные отношения →Ёжик идёт по дорожке.

 

 

Игры → Направления движения

Начала геометрии → Пространственные отношения →Пространственные отношения.

 

Технологическая карта урока математики по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».

Класс 1
Урок № 5(в теме)
Тема урока «Столько же. Больше. Меньше».
Автор УМК «Школа России». Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового.
Оборудование и средства обучения:  диск «1С: Математика. 1 – 4 класс. Тесты».

Тема урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР

Столько же. Больше. Меньше.

Этап закрепления знаний и способов действий.
Дидактическая задача:
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

 

 

Этап обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая задача:
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Открывает диск,  читает задание, просит уравнять количество заданных фигур разными способами, опираясь на понятия «столько же», «поровну».

Учитель добавляет два зелёных круга, предлагает выполнить вторую часть задания и подводит детей к составлению таблицы для проверки правильности выполнения задания.
После выполнения заданий учитель нажимает «Подтвердить ответ».

 

 

Для обобщения и систематизации знаний учитель предлагает расположить фотографии в порядке возрастания количества животных на каждой из них, осуществляет контроль за действиями учащихся.

 

После выполнения заданий учитель нажимает «Подтвердить ответ».

Дети принимают задачу учителя, предлагают разные варианты уравнивания фигур.

 

Дети выполняют вторую часть задания, составляют таблицу, анализируют её.

 

Учащиеся осуществляют самопроверку.

 

 

Ученики называют порядок фотографий, подсчитывая количество животных на картинках.

 

 

Учащиеся осуществляют самопроверку.

Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → Добавь фигурки.

 

 

 

Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → «Убери фигурки со стола».

 

Числа и вычисления → Число → Счёт предметов → Убери фигурки со стола. 

 

Величины → Упорядочение объектов → Сколько животных

Мы считаем, что уроки с использованием ЦОР не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и  в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным, а также происходит индивидуализация и дифференциация образовательного процесса. Меняются приоритеты в способах и методах обучения: от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, выбора и обработки информации. Цель любого современного урока, в том числе и урока математики, -  это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для реализации этого заложены в использовании ЦОР. Именно они помогают учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, усвоить базовые знания по предмету, систематизировать ранее изученный материал, сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности.