Зведер Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №52 города Кирова
Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И здесь на помощь приходит яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, схем, таблиц - всё это уже заранее готово и содержится на компакт-диске.
В своей работе в этом учебном году на уроках математики в 4 классе (УМК _Школа России. Учебник _М.И. Моро и др. ) использую диск «1С: Математика, 1-4кл. Тесты». Из данного ресурса наиболее продуктивными были задания по теме «Решение задач на движение». В классе во время уроков с использованием данного материала создавалась обстановка активного общения. Ученики с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, пропадает страх перед компьютером. У учащихся появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Задания, представленные в образовательном комплексе, могут быть использованы:
1. Для объявления темы.
Тема урока представлена на слайдах в виде таблиц, схем, плакатов, вопросов, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя.
В своей практике я использую слайды, которые содержат краткий текст, основные формулы, схемы, таблицы, рисунки. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации производится учителем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью.
3. Как информационно-обучающее пособие.
Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему заданию, представленному на слайде.
4. Для контроля знаний.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Уроки с использованием образовательного комплекса «1С:Школа. Математика, 1-4 кл. Тесты» помогают решить следующие дидактические задачи:
Технологическая карта урока математики по теме «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Класс 4
Урок № 1 (в теме)
Тема урока «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Автор УМК Школа России. Учебник _М.И. Моро
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового.
Оборудование и средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, образовательный комплекс «1С:Школа. Математика, 1-4кл. Тесты»
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ЦОР |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||
Подготовка к основному этапу урока. |
|||||||
1. Предлагает прочитать задание на слайде. |
1. Ученики читают задание вслух и про себя задачи. |
1.Извлекать нужную информацию представленную в различных формах, (текст, таблица) |
Задают вопросы друг другу. |
1.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное |
Определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. |
1. Следовать режиму организации учебной деятельности. |
Решение задач. |
Усвоение новых знаний и способов действий. |
|||||||
1.Предлагает систему упражнений со слайда. |
1. Ученики читают задание вслух и про себя.( задача) |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации. |
1. планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
1. Соотношение выполненного задания с образцом, предложенным учителем. |
1. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. |
Решение задач. |
Закрепление знаний и способов действий. |
|||||||
Даёт систему заданий для самостоятельной работы частично-поискового характера. |
1. Ученики читают задание про себя. |
1.Извлекать нужную информацию представленную в различных формах, (текст, таблица) |
1. Ученики работают в паре. |
1.Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
1. Определяют цель учебной деятельности самостоятельно. |
1. Определять цель учебной деятельности самостоятельно 2. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
Решение задач. |