Применение программных образовательных продуктов фирмы 1С в начальной школе на занятиях "Художественный труд" в условиях инклюзивного обучения

Чернецова Н.Л., Веденеева Т.Е., natacherne@mail.ru, inschool@mail.ru ФГОУ ВПО Московский педагогический государственный университет

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь!

Китайская мудрость

Последнее десятилетие в России происходит достаточно интенсивный процесс информатизации общества, который коснулся всех сфер человеческой деятельности, в том числе и образования. Темпы развития информационной сферы в образовании в XXI веке очень высоки и продолжают стремительно нарастать. Сегодня любое учебное заведение формирует свою информационную образовательную среду, в которой важное место занимают инновационные технологии обучения.

В этой связи проблема успешного обучения и воспитания учащихся с нарушением слуховой функции, интегрированных в информационное образовательное пространство НОУ СОШ "Интеграция", постоянно находится в поле зрения администрации и педагогического коллектива школы.

Процесс обучения детей с нарушением слуховой функции имеет свои особенности. В условиях информатизации школы, выстраивая индивидуальное образовательное пространство таких детей, мы учитываем их психофизиологические особенности развития и опираемся на исследования отечественных ученых, которые установили, что необходимым условием успешного развития слабослышащего ребёнка является:

  • постепенное возрастание количества, разнообразия и сложности речевого материала в процессе обучения, так как из-за поражения слуха объём их ограничен;
  • акцент в работе на зрительное восприятие, которое обеспечивает формирование представлений об окружающем мире;
  • развитие мелкой моторики пальцев, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей, способствует развитию пространственного мышления и воображения.

Реализуя обозначенную выше проблему в условиях инклюзивного обучения и активно используя в своей профессиональной деятельности информационные технологии, мы изучили и проанализировали разработанные различными авторскими коллективами электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для коллекции ФЦИОР, которые выполнены на высоком профессиональном и методическом уровне.

Среди большого разнообразия программных продуктов, предназначенных для использования в учебном процессе школ, наш интерес вызвали ЭОР компании "1С", которая, по сравнению с другими, не только имеет опыт разработки модулей ЭОР для специального (коррекционного) обучения, но и представляет большой ассортимент продукции для реализации новых ФГОС НОО в образовательных учреждениях разного вида.

В нашей педагогической практике в условиях инклюзивного обучения уже на протяжении нескольких лет мы активно используем мультимедийные образовательные продукты фирмы: "1С:Школа. Академия речевого этикета", "1С:Репетитор. Русский язык", "1С:Школа. Развитие речи, 1-4 кл. Тесты", которые способствуют развитию речи и слухового восприятия учащихся с нарушением слуховой функции и очень хорошо дополняют традиционные формы проведения занятий со слабослышащими школьниками.

В данной статье хотелось бы остановиться на вопросах применения нового программного образовательного продукта фирмы "1С" - "1С:Школа. Студия лепки. Животные" - в начальной школе на занятиях с учащимися с нарушением слуховой функции.

Занятия "Художественный труд" в начальной школе, особенно лепка, являются одним из наиболее любимых уроков младших школьников, где дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, изобретательность, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются. Помимо этого учащиеся с нарушением слуховой функции, обучающиеся вместе со слышащими школьниками на занятиях "Художественный труд", работая с материалом различной степени плотности, выполняя разнообразные операции с пластилином и глиной, развивают мелкую моторику пальцев рук.

В зависимости от вида, темы и конкретных задач занятия по лепке в начальной школе строятся разнообразно. Однако в каждом из них можно выделить наиболее общие структурные части: беседу с организацией восприятия образцов; практическую работу учащихся по выполнению изделия; подведение итогов урока.

Содержание и методика организации каждой части в отдельных видах занятий с использованием ЭОР будут иметь свои особенности. Важно одно - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения на любом этапе проведения занятия, которые обеспечивают координированную работу моторного, слухового и зрительного анализаторов, учитывая требования индивидуальной образовательной программы, уровень подготовки учащихся и структуру нарушения.

На занятии важен эмоциональный настрой, который в первую очередь задает учитель. Такой настрой, как правило, невозможно создать искусственно, без соответствующего подбора наглядного материала.

Задать соответствующий тон занятию помогает ЭОР "1С:Школа. Студия лепки. Животные". Этот ресурс содержит большое количество моделей животных со всех частей света (на диске собрано 50 моделей) с пошаговым описанием процесса лепки каждого животного из пластилина, сопровождается видеофрагментами и может использоваться на любом этапе проведения занятий. К каждой модели прилагается красочная фотография с текстом, в котором можно прочитать о повадках животного, его внешнем виде и других особенностях. Не заменим, он и в том случае, когда бывает необходимо повторно, иногда, даже многократно показывать отдельные технологические приемы всему классу или отдельным учащимся.

Используемый на занятиях по лепке программный продукт фирмы "1С": "1С:Школа. Студия лепки. Животные" удачно дополняет содержание, методы и традиционные формы обучения при работе с "особенными" детьми, оказывает существенное положительное эмоциональное влияние на взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся в процессе обучения, формирование метапредметных и межпредметных компетенций.

Все это, как показал личный педагогический опыт, очень позитивно воспринимается учащимися с нарушением слуховой функции, стимулирует их познавательную активность и самостоятельность в работе.

Такие особенности ЭОР как наглядность, информационность, интерактивность, вариативность способствуют не только выработке правильных приемов лепки, но и обеспечивают успешную индивидуальную траекторию обучения и развития каждого ребенка на занятии, в том числе и учащихся с нарушением слуховой функции. Когда уроки насыщены интересным материалом, когда учащиеся на них активно мыслят и творчески работают, то у каждого школьника получаются очень интересные авторские изделия.

Целесообразно добавить, что полученные на занятиях знания, вылепленные фигурки животных, используются учащимися в дальнейшем при изучении предмета "Окружающий мир".

В процессе учебно-трудовой деятельности младших школьников с особенностями развития мы не ставим жесткие требования следовать данному образцу: главное, чтобы учащиеся самостоятельно думали, осваивали правильные приемы лепки и, создавая новую поделку, вносили в неё что-то своё, личное.

Если в процессе лепки у учеников возникают какие-то затруднения, то они всегда могут воспользоваться подробным справочным материалом, представленным в ЭОР "1С:Школа. Студия лепки. Животные", самостоятельно уточнить список необходимых инструментов и принадлежностей для работы или проконсультироваться с учителем.

В конце каждого занятия учащимся предлагается придумать небольшой рассказ (сказку) о животном, вылепленным собственноручно на уроке, и рассказать всем присутствующим в классе. Иногда это выливается в небольшое театрализованное кукольное представление, от которого все присутствующие получают огромное удовольствие и позитивные эмоции.

Особо следует отметить, что объем и продолжительность работы с электронным ресурсом всегда должны выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся. Главный принцип, которым мы руководствуемся, используя ЭОР в учебном процессе в условиях инклюзивного обучения: "Не навреди!"

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативности учащихся. Полагаясь на личный опыт, заметим, что наши "особенные" младшие школьники, работая с ЭОР, получают не просто репродуктивные знания, а, непосредственно вовлеченные в продуктивную деятельность, учатся самостоятельно добывать полезную информацию по изучаемой теме, повышая тем самым практическую ценность и значимость учебно-познавательных компетенций в процессе обучения.

В заключение хочется отметить, что практика применения на уроках "Художественный труд" ЭОР компании "1С" "1С:Школа. Студия лепки. Животные" предоставляет слабослышащим учащимся новые возможности для эффективной самостоятельной работы на основе практико-ориентированного подхода в обучении. Учителю позволяет смоделировать реальные ситуации для слабослышащих учащихся, способствующие целостному восприятию учебного материала, формированию универсальных учебных компетенций, развитию их речи, активизации зрительного и слухового восприятия, и создает условия для организации процесса обучения на качественно новом уровне. Занятия с учащимися проходят очень увлекательно, интересно, эмоционально и динамично.

Литература

  1. Чернецова Н.Л., ВеденееваТ.Е. Реализация индивидуальных образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями в НОУ СОШ "Интеграция". Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2011, с. 158-161.