Использование ЦОР на уроках русского языка в 9 классе

Совокина С.К., school-k52@mail.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52" города Кирова (МБОУ СОШ УИОП №52)

Необходимость использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках русского языка не вызывает сомнений. Одним из таких ресурсов является учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку "1С:Школа. Русский язык" под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Я предлагаю свой взгляд на решение одной из важнейших методических проблем современной школы.

Прежде всего хочу уточнить, что собой представляет это электронное учебное пособие. Если принять к сведению, что язык – это система, состоящая из множества разделов, тем, научных понятий и языковых средств, то данный ЦОР – это не что иное, как попытка наглядно объяснить, разложить на составляющие части, проиллюстрировать явления языка с помощью анимации и обучающих интерактивных материалов и, в конечном итоге, дать возможность проверить свои знания на примере тестовых заданий.

Какую роль играют ЦОР на уроке русского языка?

  1. На уроке схема – план, интерактивная таблица - это система "зацепок", дисциплинирующих мышление.
  2. Это моделирование ситуации, играющее огромную роль в обучении.
  3. Это операторные схемы, обладающие обратимостью и ассоциативностью и составляющие основу образного мышления.
  4. Это и острый инструмент в руках учителя, от умения пользоваться которым зависят успехи учеников.

Именно так, на мой взгляд, должен ставиться вопрос об использовании ЦОР на уроках русского языка.

Каким образом это происходит в действительности, можно убедиться на опыте использования учебного пособия "1С:Школа. Русский язык, 9 кл." в моей практике.

Работа с ЦОР на уроке состоит из нескольких этапов.

  1. На этапе актуализации знаний учащимся предлагается задание по решению синтаксической задачи, предложенной в пособии. Например: сопоставьте предложения со схемами и объясните выделенные знаки. Учащиеся, повторяя и систематизируя уже изученный материал, определяют виды предложений и условия постановки знаков препинания в данных предложениях. Сомнения, возникающие при анализе предложений из еще не изученных тем, позволяют сформулировать проблему и выйти на тему урока, определив цели и задачи.
  2. На этапе освоения новых знаний представляется таблица "Сложные предложения" и определяется позиция пока еще нейтральной информации.
  3. Среди составляющих схемы или таблицы учащимся указывается место той темы, над которой в конкретный момент пойдет работа.
  4. Формулируется тема и определяется ее место среди других тем, которые охватывает опорная схема или таблица. Нет смысла "проходить" все темы, важно остановиться всего лишь на одной-двух магистральных, оставив учащимся перспективу добровольно и самостоятельно разобраться с остальными.
  5. Когда определены пути решения проблемы и выстроен алгоритм действий учащихся, внимание учеников концентрируется на разборе одного вида предложения, заявленного в теме урока. Остальные же используются при попутном анализе, который становится своеобразным фоном для рассматриваемой проблемы. Важно и то, что после предъявления описания схемы или таблицы в качестве минимального исходного знания начинается беседа по вопросам и одновременно на схеме определяется место каждого ответа на поставленный вопрос. Работа со схемой или таблицей предполагает повторение и хорошее знание определенного, дозированного теоретического материала. Перед учащимися ставится задача отвечать монологическими высказываниями. При этом ребята учатся аргументировано вести диалог, монолог, "великий и могучий русский язык" наших классиков господствует на уроке; повседневная речь учащихся обогащается языковым многообразием грамматических структур.
  6. Дальнейшая работа предусматривает отработку умений по определению условий постановки знаков препинаний.
  7. На этапе вторичного освоения знаний можно использовать обучающие материалы: задания, тексты, а схемы обобщающего характера для обобщения и выделения главного по изучаемой теме.
  8. На этапе рефлексии схемы и таблицы по теме "Знаки препинания в сложном предложении" помогут еще раз сформулировать условия постановки знаков препинания в сложном предложении и сделать выводы урока.

При соблюдении этих условий урок приобретает четкость и глубину, позволяет сосредоточиться на главном. Планируя очередность тем в работе с ЦОР, необходимо исходить из логики внутреннего "движения" содержания образовательной программы, не нарушая ее. Особое место отводится домашнему заданию, которое дается учащимся накануне занятия с использованием учебного пособия. Во-первых, заранее продумывается серия вопросов, над которыми учащимся придется размышлять дома. Во-вторых, вопросы и ответы, подготовленные учащимися дома, не подводят итог изучению материала, а предваряют его, являясь ключом к нему. После соблюдения всех перечисленных условий работа продолжается.