Образовательный комплекс «1С:Школа. Русский язык. 9 класс»

Братухина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова

Мультимедийное учебное пособие по русскому языку в 9 классе включает в себя разделы:

  1. Сложное предложение
  2. Сложносочиненное предложение
  3. Сложноподчиненное предложение
  4. Сложное бессоюзное предложение
  5. Предложение с чужой речью

В каждом разделе учебные материалы расположены по рубрикам: определения, таблицы, обучающие материалы, контроль, учебные словари.

В разделе «Сложное предложение» даются общие сведения о типах предложений. Здесь есть рубрика «Иллюстрации», в которой при помощи аудиозаписи объясняется, как построить схемы ко всем типам сложных предложений. Такой раздел есть ещё в «Подчинительных союзах и союзных словах»: при помощи иллюстрация объясняется разница между союзом и союзным словом.

Раздел «Сложное предложение» можно использовать в каждом УМК. А вот раздел «Сложноподчиненные предложения» подходит в основном к УМК В.В. Бабайцевой, т.к. виды придаточных даны по этому комплексу (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные).

Все остальные разделы подходят к любой программе, они имеют повторяющиеся рубрики, которые просто объясняют материал, а также помогают закрепить пройденное.

В рубрике «Таблицы» теория подается в форме проблемных вопросов, даются примеры и пояснения к ним, учащиеся могут сами ставить перед собой задачи при освоении нового материала. На этом этапе удобно использовать такие приемы, как сравнение (межвидовые, нахождение «лишнего», «слепая» таблица), ответы на поставленные вопросы, установление причинно-следственных связей между блоками информации.

В рубрике «Определения» даются значения основных понятий с гиперссылками и примерами, а в «Учебных словарях» можно найти много примеров на данную тему, так что учителю не нужно искать дополнительный материал. Поэтому в этих рубриках можно использовать следующие приемы: активное чтение с маркировкой известной информации и выявление новой, верные и неверный утверждения, перепутанные цепочки, поиски ответов на поставленные в первой части урока вопросы. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст рубрик «Определения», «Учебные словари»)

В рубрике «Обучающие материалы» дается интерактивный тест с заданием, который помогает закрепить новую тему.

И ещё одна рубрика «Контроль», где материал подается в виде теста, с проверкой заданий и определением качества, выполненной работы.

Начиная работу по теме «Бессоюзные сложные предложения» на этапе усвоения новых знаний, используем рубрику Таблица («1С:Школа. Русский язык, 9 класс»). По таблице сразу знакомимся со знаками препинания в БСП и способами их проверки. При работе с таблицей ученики также ставят цели урока: научиться правильно ставить знаки препинания в БСП, объяснять значения смысловых отношений между их частями. Используем прием сравнения и ответы на вопросы, поставленные в таблице.

Используя рубрику Словарь, на примерах изучаем постановку разных знаков препинания, объясняя их значения. (Записываем по одному примеру на каждое правило).

На этапе первичного закрепления материала используем Обучающие материалы из «1С:Школа. Русский язык, 9 класс», Варианты 1 и 2. Это дает возможность проверить первичное усвоение материала, т.к. тесты несложные, и в конце можно посмотреть процентное выполнение заданий.

Таким образом, использование на разных этапах урока отдельных рубрик этой программы помогает эффективнее усваивать учебный материал и дает возможность сделать уроки более разнообразными.

Урок русского языка в 9-м классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении».

Обучающая цель: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными; формировать умения правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Развивающие цели:

  • развивать умения пользоваться теоретическим материалом на практике,
  • развитие знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять,
  • развитие пунктуационной зоркости,
  • развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности.

Воспитательная цель: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника; формировать личностную позицию.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вход в тему урока. Синтаксическая разминка:

а) устный опрос и анализ предложений,
б) фронтальный опрос-вывод,

3. Подготовка к основному этапу занятий. Сообщение темы, задач урока

Тема урока записана на доске. Обучающиеся записывают тему.

- Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных сложных предложениях.

Давайте определим, что вы уже знаете по теме урока.

1) Какие предложения называются сложными? (Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу или интонационно.)

2) На какие две группы делятся сложные предложения? (Союзные и бессоюзные.)

3) Какие мы знаем союзные сложные предложения? (Сложносочиненные и сложноподчиненные.)

4) При помощи чего соединяются простые предложения в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях? ( При помощи союзов и союзных слов.)

- Название третьей группы предложений «бессоюзные» говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые предложения соединены без помощи союзов и союзных слов.

Тогда каким же образом?

(Интонация и смысл предложения помогают соединить простые предложения в составе сложного.) Обращаемся к таблице (1С:Школа. Русский язык 9, класс)

По таблице сразу знакомимся со знаками препинания в БСП и как их проверить (по мере знакомства с темами ещё неоднократно обратимся к этой таблице)

4. Анализ предложений

1.Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

2. Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки,
Катятся ядра, свищут пули,
Нависли хладные штыки.
(А. С. Пушкин «Полтавский бой»)

3. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

4. Он знак подаст – и все хохочут;
Он пьёт – все пьют и все кричат;
Он засмеётся – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат.
(Пушкин «Евгений Онегин»)

5. Закрепление материала

Используем обучающие материалы из «1С:Школа. Русский язык 9, класс», Вариант 1 и 2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении должны быть поставлены с учётом смысловых отношений между частями БСП в соответствии с современными правилами пунктуации. Это будет правильный выбор.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?

- Почему так называются такие предложения?

- Какие затруднения возникли у вас на уроке?

- Что показалось наиболее легким?

7. Домашнее задание