Предмет
Класс/уровень обучения

Использование электронных ресурсов серии "1С:Школа" в практике работы учителя биологии

Метелёва С.А., asim04@yandex.ru, МБОУ СОШ с УИОП №52, г. Киров

Электронные образовательные ресурсы фирмы "1С" используются педагогами нашей школы уже много лет. С 2012-2013 учебного года в рамках городской инновационной площадки "Образовательные комплексы серии "1С:Школа" как средство формирования информационно-образовательной среды современного урока" работа по их применению стала носить системный и целенаправленный характер.

Анализ проводимой работы показывает, что применение электронных ресурсов по биологии серии "1С:Школа" позволяет ученикам успешнее осваивать достаточно сложный учебный материал, активно обсуждать происходящее в сюжетах, логично доказывать свою точку зрения.

Предлагаемые для урока цифровые образовательные ресурсы позволяют учителю динамично выстраивать урок в необходимой для образовательного процесса последовательности, таким образом, чтобы можно было учитывать уровень готовности учащихся, неожиданно возникшие сложности, которые необходимо разобрать, выявить и повторить неусвоенный учебный материал. Цифровые образовательные ресурсы, как "пазлы", позволяют творчески, каждый раз по-новому, проводить уроки по одной и той же теме в разных классах.

Хотелось бы отметить, что, не смотря на то, что в электронном учебнике цифровые ресурсы разрабатывались к линии учебников проф. И.Н. Пономарёвой, они могут быть использованы и при работе с другими линиями учебников, утверждёнными и рекомендованными Министерством образования и науки.

Каждый из представленных на дисках типов ресурсов имеет свои особенности многопланового применения в образовательном процессе. Это позволяет учителю адаптировать их к конкретным условиям преподавания, учитывать уровень готовности учащихся и создавать возможность реализации личностного творческого потенциала каждого ученика. Кратко рассмотрим возможности использования таких интерактивных объектов, как анимации, интерактивные модели, интерактивные рисунки и схемы в учебном процессе.

Интерактивные рисунки имеют два режима работы. Первый режим - демонстрационный, второй – тестовый. Основная работа с интерактивным рисунком может проводиться, если выбрать опцию "Подсказка". При подведении курсора к определённой части интерактивного рисунка эта часть выделяется подсвечиванием, и появляются всплывающие подписи, которые можно зафиксировать на экране. Постепенно можно открыть и зафиксировать все подписи к рисунку, а при необходимости – убрать ненужные. Этот режим работы может использовать как учитель для объяснения учебного материала, постепенно вводя новую информацию, так и ученик самостоятельно изучая учебный материал с интерактивным рисунком по специально разработанным к нему заданиям или при работе с учебником. Преимущество такого режима работы заключается в том, что на экране выделяется конкретная часть объекта, это позволяет ученикам лучше концентрироваться на конкретном изучаемом вопросе.

У интерактивных рисунков "Зоны корня", "Проведение веществ по стеблю" одновременно с всплывающими подписями в отдельном окне выводится краткая характеристика составной части биологического объекта. В таком варианте всплывающие подписи интерактивного рисунка можно использовать в качестве опорных конспектов как при фронтальной работе учителя с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. Например, интерактивный рисунок "Зоны корня" можно порекомендовать как наглядное пособие при проведении лабораторной работы. При этом ученики имеют возможность сравнивать реальные наблюдаемые объекты и рисунки, выводимые на интерактивную доску или экран через проектор и комментируемые при необходимости учителем. В этом случае при проведении лабораторной работы можно поэтапно разобрать особенности строения каждой зоны и провести сравнение с микропрепаратами.

Опция "Спрятать всё" переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант может использоваться как при закреплении материала, так и при контроле знаний, например, при проведении опроса, когда ученик вызывается для объяснения рисунка. В этом случае ученик, пользуясь компьютером и проектором, поясняет выделяемые подсвечиванием части, или если работает с интерактивной доской, может делать поясняющие подписи.

Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ. Этот режим работы можно использовать как при самостоятельной работе учащихся с интерактивными рисунками на персональном компьютере дома, так и в классе при проведении устного опроса учителем. Вызываемый ученик выполняет задание и затем комментирует его выполнение. Самостоятельная работа при проверке знаний может носить активный характер, т.к. заложенные в программу возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем варианте.

Один из типов интерактивных рисунков – рисунки с разномасштабными элементами строения. Они позволяют показать детальное строение биологического объекта. Например, на первом экране интерактивного рисунка "Внутреннее строение листа" показаны его основные части: кожица, мякоть и жилка. На втором рисунке изображено более детальное строение мякоти и жилки листа, а на третьем – продемонстрировано строение устьиц. Использование нескольких масштабов одного рисунка позволяет сформировать у школьников целостное восприятие изучаемого объекта, помогает понять соотношение его составных частей. При работе с каждым из рисунков можно использовать разные опции демонстрационного режима, что расширяет возможности его применения в учебном процессе, особенно при организации индивидуальных форм обучения.

Интерактивное задание, например, "Интенсивность фотосинтеза в разных спектрах света", по сути, являются практикумом по моделированию условий протекания биологического процесса. Работая с этим ресурсом, ученики могут самостоятельно определить наиболее оптимальные условия.

Анимации, как правило, используются для иллюстрации механизмов биологических процессов. За счет использования современного компьютерного дизайна они психологически очень привлекательны для учащихся. Наиболее удобны для применения в учебном процессе анимации, которые имеют синхронизированное дикторское сопровождение, это даёт возможность использовать анимации при объяснении нового материала учителем или проводить учащимся самостоятельное изучение нового материала. Повышает возможность разнообразного использования анимации опция выключения звукового сопровождения, в этом случае эти же анимации можно использовать для закрепления и проверки знаний, например, вызывая ученика прокомментировать происходящее на экране. По ходу проигрывания анимации актуально использование всплывающих подсказок, а также выделение цветом или подсвечиванием частей экрана или рисунков, т.е. тех фрагментов, на которых необходимо сконцентрировать внимание школьников. Для повышения эффективности учебного процесса сюжеты анимации разбиты на части, и предоставлена возможность выбора режима проигрывания сюжета – с остановкой на ключевых кадрах или без остановки. Работа с анимацией в режиме остановки на ключевых кадрах даёт возможность учителю сделать дополнительные комментарии или дать возможность учащимся сделать записи в тетрадях, а также этот режим позволяет несколько раз проигрывать наиболее сложные фрагменты анимации без особых сложностей поиска необходимого фрагмента сюжета. Все эти приёмы создают возможность квалифицированного объяснения биологических процессов с нужными визуальными акцентами. Работа с анимацией в компьютерном классе может быть основой для индивидуальных заданий разной степени сложности. В этом случае могут предлагаться учащимся разные формы работы: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, сформулированные учителем перед просмотром, или предложить учащимися составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации. Ряд разработанных анимаций интерпретируют лабораторные эксперименты, которые не всегда удаётся провести в школе и, тем более, в домашних условиях.

Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Использование таких схем возможно для предъявления нового учебного материала при объяснении учителем. Их можно использовать в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала. Наиболее эффективны схемы при проведении сравнения, в этом случае можно проводить анализ по раскрывающимся плашкам, как по горизонтали, так и по вертикали.

Приведём пример технологической карты урока по теме: "Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных".

 

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Используемые ЦОР:

  1. Видеофрагмент: "Многообразие одноклеточных животных", "Амёба", "Инфузория туфелька".
  2. Интерактивный рисунок "Строение амёбы", "Строение эвглены зеленой", "Строение инфузории-туфельки", "Типы простейших".
  3. Интерактивное тестовое задание по теме "Тип саркодовые жгутиконосцы", "Класс жгутиконосцы", "Тип Инфузории".

Цель урока: Сформировать представление учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Развивающая–сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы. Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата.

Межпредметные связи: география, биология, экология.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Мотивация и целеполагание

Показывает обычный мел и изображение Египетской пирамиды. Самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы городов России тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных. Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких "скорлупок"!
Сформулируйте тему урока: одноклеточные организмы.

Записывают в тетрадь и озвучивают, затем корректируют

Первичное усвоение знаний

Просмотрите видеофрагмент: многообразие одноклеточных животных и назовите признаки одноклеточных организмов.

  • Микроскопические, различные по форме, одноклеточные.
  • Обитают в жидкой среде: вода, увлажнённая почва, организмы растений и животных.
  • Органы движения.
  • Клетка выполняет все функции организма – перемещается (движется), питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается. 

Используется опорный конспект - характерные признаки простейших.

Записывают в тетрадь признаки одноклеточных животных.

Рефлексия

Слушает, корректирует ответы

Озвучивают, какая информация была новой для них.

Осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия

Используя видеофрагмент "Амёба", определите признаки амёбы – представителя класса Саркодовые. Запишите их в таблицу (Приложение 1).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра.

Первичное закрепление нового материала

Работа с интерактивным рисунком "Строение амёбы" в режиме тестового задания.

Выполнение рисунка.

Выполнение задания по образцу

Вариант I (характеристика класса Жгутиконосцы)
Вариант II (характеристика типа Инфузорий)
Работа с интерактивным рисунком "Строение эвглены зеленой" и "Строение инфузории-туфельки" в  режиме  тестового задания.

Выполняют задание самостоятельно.
Проверяют правильность выполнения задания, используя интерактивный рисунок в режиме подсказки.

Подведение итогов урока

Ответить на вопросы Тренажёра.

Отвечают на вопросы. Самоконтроль.

Информация о домашнем задании

Выписать характерные признаки изученных классов.