Использование инновационных методик и технологий в образовательной системе дошкольников

Бойкова И.Г., Золотарюк О.М., Климова М.В., OZolotaryuk@yandex.ru ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 2035, Москва

Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Не потому, что изменилась психолого-физиологическая природа самого ребенка. Принципиально изменилась жизнь вокруг него – предметный и социальный мир, воспитательные модели в семье и в детском учреждении. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, основной задачей воспитания и образования должно стать формирование у дошкольника адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности в национальную и мировую культуру. Именно "здесь и сейчас" должны закладываться основы личности человека будущего. Это возможно через приобретение детьми первичного жизненного опыта и освоения универсальных действий, ощущения и проживания эмоций и чувств.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни маленького человека. Специфика данного возраста такова, что его достижения определяются не столько знаниями, умениями и навыками, сколько личностными (интегративными) качествами.

Выбирая разные формы взаимодействия с детьми, важно сформировать у них эмоционально-ценностные установки. Именно взрослый может создать такую атмосферу, в которой каждый ребенок мог бы наилучшим образом развить и реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, дать толчок дальнейшему развитию личности.

Ведущая деятельность дошкольного детства – игра. Через игру ребенок познает мир, усваивает новое. Только в руках опытного, знающего и любящего детей воспитателя, игра становится инструментом, с помощью которого можно дать ребенку знания, сформировать те качества, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с окружающими его людьми.

Эмоция игры ведет знание в дошкольном детстве. Поэтому большая ответственность ложится на воспитателя при организации образовательной деятельности. "Ценность образования, – отмечал Дж. Дьюи, – определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами осуществления это стремление в жизни".

В нашем детском саду мы пытаемся видоизменять формы и методы работы с детьми в соответствии с велением времени.

Все большее распространение в организованной деятельности дошкольников приобретает интеграция – особо выстроенный структурный процесс, направленный на:

  • обучение детей рассматривать любые явления с различных позиций;
  • развитие умений применять знания из различных областей при решении конкретной творческой задачи;
  • формирование способности самостоятельно проводить небольшие творческие исследования;
  • активизацию развития желания активнее выражать себя в какой-либо деятельности.

Такой подход предполагает переосмысливание всей структуры организации работы с детьми, – как внутри коллектива педагогов и воспитателей, так и во взаимодействии с родителями. Важно, чтобы взрослый выступал не как "даритель" знаний ребенку, а прежде всего, как партнер в познании им окружающего его мира.

Для реализации поставленных целей по формированию и развитию у дошкольников базовых, первоначальных знаний, практических навыков, умений и компетенций в познавательно-коммуникационной и культурно-эстетической деятельности в нашем детском саду используются передовые методики и технологии. Так, на занятиях по развитию речи, обучению грамоте, в ходе элементарных математических познаний с целью облегчения запоминания и восстановления в памяти информации в игровой форме применяют метод мнемотехники, формализующий информационный мыслительный процесс в виде наглядных, понятных для ребенка мнемотаблиц.

Для формирования единого, комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, – как в детском саду, так и дома, – для родителей разрабатываются тематические буклеты-инструкции с рекомендациями на закрепление изученного материала, проведение досуга с детьми, по наблюдению окружающего мира, охране здоровья и закаливанию, правилам этикета, художественно-эстетическому развитию, изучению правил дорожного движения, общению малышей со сверстниками и взрослыми и т.п. Красочно оформленные буклеты размещаются на информационных стендах в группах, выкладываются на страницах персональных сайтов воспитателей, а также официальном электронном ресурсе детского сада.

Неоценимую помощь в качественном освоении детьми дошкольной образовательной программы, воспитанию в каждом ребенке яркой, неповторимой личности оказывают программные продукты компании из серий "1С:Образовательная коллекция" ("Волшебные краски. Забавные животные", "Первые уроки дошкольника. Русский язык и математика", "Скоро в школу! Тренируем сообразительность", "Скоро в школу! Учимся быть внимательными", "Скоро в школу! Тренируем память", "Скоро в школу! Учимся считать", "Скоро в школу! Учимся читать", "Я иду в школу. Подготовка за три недели" и др.) и "1С:Познвательная коллекция" ("Играем и учимся. Правила дорожного движения для малышей" и др.).

Задания, представленные в коллекции, очень информативны, рассчитаны на детей дошкольного возраста, поэтому использование их в образовательном процессе с малышами, как показывает наш опыт, делает занятия очень интересными и увлекательными. Веселые игры, загадки, ребусы, головоломки развивают у детей интеллектуальные способности, формируют логическое мышление, вырабатывают интуицию, расширяют кругозор и познание об окружающем мире. Мы рекомендуем родителям наших детей использовать развивающие игры образовательной коллекции "1С" в процессе воспитания и обучения своих малышей.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс дошкольников требует использования инновационных методик и технологий. Информационные образовательные ресурсы "1С" становятся неотъемлемым атрибутом системы воспитания и подготовки малышей к школе, через игровые формы способствуя их ускоренному всестороннему развитию, умению рассуждать и делать необходимые выводы.