Образовательные технологии "1С" при решении проблем преемственности дошкольного и начального школьного образования

Баронова В.В., Золотарюк О.М., Климова М.В., OZolotaryuk@yandex.ru ГБОУ Детский сад № 2035, г. Москва

В соответствии с Законом Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" (в редакции последующих изменений) под образованием "понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства", представляющий собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Поэтому проблема преемственности между уровнями всегда была и остается актуальной.

Образовательные технологии "1С" в значительной мере снимают эту проблему, поскольку ориентированы на использование в учебно-воспитательном процессе различных уровней реализации образовательных программ, включая дошкольное и школьное образование. Последнее замечание особенно важно в силу внедрения программы по формированию единых образовательных комплексов "Детские сады – Школы".

Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования предполагает установление взаимосвязи между смежными звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обладать таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. С другой стороны – учитель начальных классов, опираясь на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, должен активно использовать их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Нельзя рассматривать подготовку к школе как более раннее изучение программы первого класса и сводить все к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, игровой активности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, других компонентов, определенных в "Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)", утвержденной 17.06.2003 Федеральным координационным советом по общему образованию.

Еще одной проблемой дошкольного образования является увеличение числа детей, страдающих речевыми нарушениями, – фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором страдают речевые компоненты: звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй, слоговая структура, связная речь. У детей-логопатов резко снижена мотивация к обучению. Большое место занимают нарушения памяти, логики. Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным, стереотипным, характеризуется импульсивностью, хаотичностью, замедленностью. Понижен уровень развития основных свойств внимания; отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Отмечается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных упражнений, низким уровнем развития мелкой моторики, необходимой для формирования графических навыков.

Следовательно, речевая, двигательная, интеллектуальная и познавательная деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, применения научных инновационных методик с целью полноправной подготовки всех детей к требованиям современной школы, выполнению ими насыщенной школьной программы. Так, для развития речи, логического мышления и памяти детей, запоминания и восстановления информации в нашем дошкольном учреждении успешно зарекомендовал себя применяемый в игровой форме метод мнемотехники, формализующий информационный мыслительный процесс в виде наглядных, понятных для ребенка мнемотаблиц. Иллюстративный материал запоминается лучше вербального, поскольку непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

Учителя начальной школы продолжают речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им в дошкольном возрасте умения и навыки, то есть интегрируется логопедическая работа в детском саду и образовательно-воспитательный процесс в школе. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. В свою очередь, преемственность с позиции школы – это опора на усвоенное в детском дошкольном учреждении, но переосмысленное и представленное на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного уровня развития ребенка. И воспитатель детского сада, и учитель-логопед, и школьный учитель – решают единую задачу: дать ребенку качественное образование.

Выполнение этой труднейшей задачи невозможно без применения специализированных образовательных ресурсов на базе современных информационных технологий, которые позволяют в комплексе решать множество проблем ребенка. Известно, что у детей-логопатов отмечается выраженная нормализация деятельности мозговых структур при повышении эмоциональной и познавательной значимости предъявляемой информации, то есть лучше воспринимается наглядный, визуализированный материал. Информационные ресурсы из "1С:Образовательной коллекции" и "1С:Познавательной коллекции" дают такую возможность. И практика это подтверждает.

Неоценимую помощь в работе над активизацией словарного запаса дошкольника оказывает программа "1С:Образоваельная коллекция. Мир животных и растений".

Исправлению звукопроизношения способствуют 69 уроков, представленных на диске "1С:Познавательная коллекция. Логопедия для малышей. Уроки Феи Правильных звуков", где представлен материал для закрепления в речи сонорных звуков, который с успехом может использоваться, в том числе, родителями в домашних условиях.

Используя программы "1С:Образовательная коллекция. Умные игры. Развитие памяти и внимания", "1С:Образовательная коллекция. Скоро в школу! Учимся быть внимательными", "1С:Образовательная коллекция. Скоро в школу! Тренируем память", воспитатель, учитель-логопед, совместно с психологом образовательного учреждения, с помощью забавных игр, упражнений, представленных в ресурсе, получают возможность развивать у детей познавательные процессы, без которых невозможно обучение в школе.

Развитию графических навыков будущего первоклассника помогает использование электронного ресурса "1С:Познавательная коллекция. Гимнастика для пальчиков". Видя перед собой наглядный пример, дети с удовольствием выполняют упражнения, готовят тем самым руку к письму.

Обучение грамоте становится не трудным занятием, а увлекательной игрой с помощью ресурса "1С:Образовательная коллекция. Букварь".

Большинство информационных ресурсов из коллекций "1С" ориентированы на вовлечение родителей в образовательный процесс. Они не должны быть сторонними наблюдателями, а в благоприятной домашней обстановке, используя программы коллекций "1С", в игровой форме выполнять с детьми задания педагогов, создавая благоприятную обстановку для общения взрослых и ребенка в семье.

В начальной школе учителям младших классов также следует активно использовать информационные образовательные ресурсы "1С". Например, обнаружив специфические ошибки у младшего школьника по письму, нужно обратиться к пакету образовательной коллекции "1С:Образовательная коллекция. Тренажер по русскому языку, 1 – 4 класс". Визуализированные задания, возможность контроля, проверки материала помогут предотвратить возникновение дисграфии.

Таким образом, образовательные технологии "1С" и созданные на их базе электронные коллекции поддержки учебно-воспитательного процесса в значительной мере позволяют решить проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Обеспечивая подготовку дошкольников к освоению сложной школьной программы, включая детей с общим недоразвитием речи, они активизируют когнитивные процессы – внимание, память, мышление, являющиеся основой для развития речи, развивают мелкую моторику, пополняют словарный запас детей, исправляют звукопроизношение, формируют методическую базу для единого подхода к образовательному процессу в детском саду и семье.

Литература

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –М.: Просвещение, 1990.
  2. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. –М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004.
  3. Бойкова И.Г., Золотарюк О.М., Климова М.В. Использование инновационных методик и технологий в образовательной системе дошкольников.