Шегурова В.Ю., V_Sheg@mail.ru
НОУ СОШ "Московский лицей "Ступени"", г. Москва
Появление сенсорных планшетов открыло новые возможности для интерактивного обучения в общеобразовательной школе. Вместе с тем целостная система интерактивного образования до сих пор не разработана, и многообещающие потенциальные обучающие возможности сенсорных экранов используют недостаточно. Поэтому тренд развития школьного электронного образования по-прежнему связан с развитием традиционных кнопочных компьютеров, для которых и создается подавляющий массив программного обеспечения.
Система электронного обучения хороша для абитуриентов‚ также для школьников-экстернов, у которых нет возможности (или потребности) по разным причинам посещать учебные заведения‚ а так же для школьников‚ проживающих в маленьких городах или в сельской местности.
В этом контексте электронное образование является одной из форм дистанционного образования. Его преимущество заключается в том‚ что при подготовке в вуз можно прослушивать лекции, получать консультации, общаясь с педагогом по скайпу. Школьник может получать учебные, методические и зачетные материалы, домашние задания на свою электронную почту‚ сдавать промежуточные зачеты.
Вместе с тем, электронное образование является и важнейшей современной формой классно-урочного процесса. Особую роль на современном этапе информатизации процесса образования играет качество электронного учебника - комплекта обучающих, моделирующих и диагностических программ. Он дополняет обычный учебник и особенно эффективен в тех случаях, когда обеспечивает быструю обратную связь, посредством контекстного поиска помогает быстро найти необходимую информацию, экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым ссылкам. Кроме того, электронный учебник полезен своими мультимедийными возможностями, способностью выстраивать наглядный модельный ряд и разворачивать динамичные процессы моделирования. Мультимедийный электронный учебник "1С:Репетитор. Физика" для школьного курса физики нацелен на демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, содержит обширные видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы. Использование этого учебника позволяет заметно улучшить качество работы по предмету и оптимизировать все этапы урока. При изучении нового материала и его закреплении, в процессе итогового повторения и тематического контроля электронный учебник позволяет использовать новые образовательные ресурсы, делая процесс обучения интересным, мотивированным, современным и технологически грамотным.
Информационные технологии, их активное внедрение в процесс образования позволяют учащимся исследовать модельные объекты, изучать условия их развития, совершенствуя понимание изучаемого материала и, что особенно важно, стимулируя и направляя интеллектуальное развитие школьников.
Использование компьютера в учебном процессе обладает серьезными методологическими и дидактическими достоинствами. Компьютерные программы позволяют формировать у учащихся логическое мышление, умение анализировать, систематизировать, прогнозировать. Они могут предоставить возможность ученику менять стратегию решения, пользоваться различными уровнями сложности.
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ обучения физике, усилить экспериментальную (практико-ориентированную) сторону предмета.
Занятия школьников на уроках физики с применением средств электронного обучения активизируют следующие взаимосвязанные процессы: