Предмет
Класс/уровень обучения

Электронное обучение на уроках физики в средней школе

Шегурова В.Ю., V_Sheg@mail.ru
НОУ СОШ "Московский лицей "Ступени"", г. Москва

Появление сенсорных планшетов открыло новые возможности для интерактивного обучения в общеобразовательной школе. Вместе  с тем целостная система интерактивного образования до сих пор не разработана,  и многообещающие потенциальные обучающие возможности сенсорных экранов используют недостаточно. Поэтому тренд развития школьного электронного образования по-прежнему связан с развитием традиционных кнопочных компьютеров, для которых и создается  подавляющий массив программного обеспечения.

Система электронного обучения хороша  для абитуриентов‚  также для школьников-экстернов, у которых нет возможности (или потребности) по разным причинам посещать учебные заведения‚ а так же для школьников‚ проживающих в маленьких городах или в сельской местности.

В этом контексте электронное образование является одной из форм  дистанционного образования. Его преимущество заключается в том‚ что при подготовке в вуз можно  прослушивать лекции, получать консультации,  общаясь с педагогом  по скайпу. Школьник может  получать учебные, методические и зачетные  материалы, домашние задания на свою  электронную почту‚ сдавать промежуточные зачеты.

Вместе с тем, электронное образование является и важнейшей современной формой классно-урочного процесса.  Особую роль на современном этапе информатизации процесса образования играет качество электронного учебника -  комплекта обучающих, моделирующих и диагностических программ. Он  дополняет обычный учебник и  особенно эффективен в тех случаях, когда обеспечивает быструю  обратную связь, посредством контекстного поиска помогает быстро найти необходимую информацию, экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым ссылкам. Кроме того, электронный учебник полезен своими мультимедийными возможностями, способностью выстраивать наглядный модельный ряд и разворачивать динамичные процессы моделирования. Мультимедийный электронный учебник  "1С:Репетитор. Физика" для школьного курса физики нацелен на  демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, содержит обширные видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы. Использование этого учебника позволяет заметно улучшить качество работы по предмету и оптимизировать все этапы урока. При изучении нового материала и его закреплении, в процессе итогового повторения и тематического контроля электронный учебник позволяет использовать новые  образовательные  ресурсы, делая процесс обучения интересным, мотивированным, современным  и технологически грамотным.

Информационные технологии, их активное внедрение в процесс образования  позволяют учащимся исследовать  модельные объекты, изучать условия их развития, совершенствуя понимание изучаемого материала и, что особенно важно, стимулируя и направляя  интеллектуальное  развитие школьников.

Использование компьютера в учебном процессе  обладает серьезными методологическими и дидактическими достоинствами. Компьютерные программы позволяют формировать  у учащихся  логическое мышление, умение анализировать, систематизировать, прогнозировать. Они могут предоставить возможность ученику менять стратегию решения, пользоваться различными уровнями сложности.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ обучения физике, усилить экспериментальную (практико-ориентированную) сторону предмета.

Занятия школьников на уроках физики с применением средств электронного обучения  активизируют  следующие   взаимосвязанные процессы:

  1. Активное познание детьми окружающего мира.
  2. Поэтапное усвоение все усложняющихся способов и средств решения поставленных задач.
  3. Изменение предметно-знаковой среды и повышение качества освоения предмета.

Литература

  1. Кодикова Е.С. Обучение физике в форме экстерната: Монография. – М.: ГНО "Прометей" МПГУ, 2004. – 232 с.
  2. Трайнев В.А., Трайнев О.В. Методология построения и развития системы дистанционного обучения в вузе (обобщение практики и рекомендации). – М.: "Прометей" МПГУ, 2006. – 344 с.
  3. Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике в школе и вузе: теоретические аспекты. Монография. – М.: Прометей