Формирование метапредметных умений на уроках информатики с использованием образовательных комплексов "1С:Школа. Информатика, 10 кл./11 кл."

Усачева Е.Е. katrinakurnosova@mail.ru Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4, Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача "научить учиться": вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в средней школе. Установленные стандартом требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и не столько написание "программных кодов", сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.

Обучение информатике – это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован. Повышать этот интерес можно с помощью применения на уроках образовательных комплексов (ОК) "1С:Школа. Информатика, 10 кл./11 кл.". Информационные и методические возможности, которыми обладает электронный образовательных комплекс, по определению намного больше тех возможностей, которые определяются и ограничиваются рамками учебника и учебных пособий на бумажном носителе.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Сама технология образовательного процесса, заложенная в ОК, предполагает в качестве обязательных компонентов на каждом уроке: самостоятельную работу учащихся, разделенние на разные группы; работу с разными информационными ресурсами; работу с текстами разных жанров и разной направленности; участие в обсуждении или дискуссии для обмена информацией, полученной в разных источниках; контрольное и итоговое тестирование с предъявлением результатов учащимся. Для формирования смыслового чтения можно необходимо регулярно обращаться к теоретическому материалу, при этом работу учащихся следует специально организовать. Например, при работе над п. 1.3. "Внешняя память. Устройства ввода-вывода" в ОК для 10 класса учащиеся должны подготовить на основании текста комментарии к каждой выделенной точке анимации.

Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Помещение учащихся в новую для них электронную образовательную среду (в которой каждый имеет средство индивидуального доступа в учебный портал и возможность работы с разными ресурсами на протяжении всего занятия) безусловно меняет традиционные очертания коммуникативного пространства на уроке. Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии. Материал образовательного комплекса легко копируется и благодаря этому можно предлагать учащимся составить свой конспект к ключевым параграфам по следующим темам:

2.1. Понятие информации. Два подхода к измерению информации

3.2. Логические формулы и таблицы истинности

4.1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов

Работа над заданиями из подборки для самостоятельного решения позволяет закрепить выделенные при смысловом чтении ключевые моменты.

Образовательные комплексы включают инструмент "Избранное", который будет полезен для организации для самостоятельного изучения теоретического материлала.

Информатика – наука, формирующая не только предметные, но и надпредметные и межпредметные знания, умения и навыки. На информатике формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области. На уроках информатики ребенок учится основам: информация и ее обработка, логика, алгоритмическое мышление, умение создать алгоритм решения той или иной задачи, основы моделирования процессов, практическое применение "абстрактной теории" в практике и т. д.

В концепции структуры и содержания среднего общего образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества. Курс информатики призван быть системообразующим, он должен обобщить знания, направленные на формирование информационной картины мира, полученной на уроках по многим дисциплинам, так как метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе.

Однако, мы можем помочь нашим детям, научив их самостоятельно добывать необходимые знания, выявлять проблемы и находить пути их решения, оценивать ситуацию, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. В этом учителю помогает ОК "1С:Школа. Информатика, 10 кл./11 кл.".

Литература

  1. 1C:Школа. Информатика 10 кл [Электронный ресурс]/1С.- М.:1С:Паблишинг, 2012 //Режим доступа – CD диск.
  2. 1C:Школа. Информатика 11 кл [Электронный ресурс]/1С.- М.:1С:Паблишинг, 2012 //Режим доступа – CD диск.