Предмет
Класс/уровень обучения

Модели использования электронного издания "Информатика, 10 кл." в учебном процессе

Босова Л.Л., akulll@mail.ru ФГАУ "Федеральный институт развития образования", г. Москва

Согласно ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания. Основные виды и выходные сведения":

  1. электронный документ – документ на машиночитаемом носителе для использования которого необходимы средства вычислительной техники;
  2. электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения;
  3. учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.

Современные учебные электронные издания: обладают широкими возможностями компьютерной визуализации учебной информации; создают активно-деятельностную познавательную среду для учащегося за счет возможности выполнения разнообразных практических заданий с автоматической проверкой результатов, автоматизации процессов тренажа и контроля знаний, осуществления информационно-поисковой и исследовательской деятельности, поддержки творческой деятельности с элементами контента; обеспечивают возможность реализации каждым учеником индивидуальных образовательных траекторий – своих потребностей в отношении широты и глубины освоения изучаемого предмета.

Модели использования электронных изданий в учебном процессе могут быть определены исходя из характера изложения в них содержания учебной дисциплины.

Модель 1. Полная замена печатного учебника – системное и полное изложение учебной дисциплины в соответствии с ФГОС и образовательной программой.

Модель 2. Замена печатного учебника при изучении одной (нескольких) темы (тем) – полное изложение одной (нескольких) темы (тем) учебной дисциплины в соответствии с ФГОС и образовательной программой.

Модель 3. Дополнение печатного учебника как основного учебного издания – дополнительные мультимедийные и интерактивные учебные материалы, обеспечивающие широкие возможности визуализации теоретического материала, моделирования, организации информационно-поисковой деятельности, автоматизации тренажа и контроля уровня знаний.

Образовательный комплекс "1С:Школа. Информатика, 10 кл." (ЗАО "1С", 2010) в наибольшей степени соответствует третьей из представленных выше моделей использования электронных изданий в учебном процессе.

Например, в главе "Компьютерные сети. Интернет" образовательного комплекса раскрываются следующие вопросы:

  1. Локальные компьютерные сети
  2. Глобальные компьютерные сети
  3. Интернет и Всемирная паутина
  4. Адресация в интернете
  5. Протоколы передачи данных в сети Интернет
  6. Электронная почта и другие услуги глобальных сетей
  7. Браузеры
  8. Организация защиты информации при работе в сети
  9. Поиск информации в сети Интернет
  10. Технология создания Web-сайта
  11. Размещение сайта в Интернете

И по тематике, и по глубине представленного материала это достаточно полно соответствует курсу информатики основной школы. Так, в главе "Коммуникационные технологии" нового учебника "Информатика и ИКТ" (авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю.; издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний") представлено следующее содержание:

  1. Локальные и глобальные компьютерные сети
    1. Передача информации
    2. Что такое локальная компьютерная сеть
    3. Что такое глобальная компьютерная сеть
  2. Всемирная компьютерная сеть Интернет
    1. Как устроен Интернет
    2. IP-адрес компьютера
    3. Доменная система имен
    4. Протоколы передачи данных
  3. Информационные ресурсы и сервисы Интернет
    1. Всемирная паутина
    2. Файловые архивы
    3. Электронная почта
    4. Сетевое коллективное взаимодействие
    5. Сетевой этикет
  4. Создание Web-сайта
    1. Технологии создания сайта
    2. Содержание и структура сайта
    3. Оформление сайта
    4. Размещение сайта в Интернете

Такая близость структуры и содержания материалов электронного издания и учебника позволяет организовать их совместное использование в учебном процессе:

  1. на уроке учитель может использовать отдельные объекты (анимации, рисунки, задания): во фронтальном режиме при изложении нового материала; для организации индивидуальной работы учащихся по выполнению практических заданий;
  2. дома наиболее заинтересованным учащимся можно рекомендовать в дополнение к тексту печатного учебника самостоятельное углубленное изучение материала по электронному изданию.

На этапе подготовки учителя к уроку целесообразно использовать рубрику "Галерея", имеющуюся в структуре образовательного комплекса. В ней учитель может в полноэкранном режиме просмотреть объекты, входящие в электронное издание, в том числе сгруппированные по тематическим блокам практические задания и задания для самостоятельного решения. Учитель может занести нужные для урока объекты в избранные ("В избранное") или скопировать их на жесткий диск ("Экспорт").

Таким образом, учебное электронное издание "Информатика, 10 кл." позволяет учителю оперативно компоновать необходимый материал для конкретного урока, задавать требуемую последовательность организации учебного процесса. Благодаря этому опытные педагоги получают возможность оптимизировать имеющуюся или создать собственную электронную поддержку для курса информатики и ИКТ.