Предмет
Класс/уровень обучения

Споcобы повышения мотивации учащихся с использованием образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 10 кл."

Зайцева Н.Н., snn1812@mail.ru МКОУ СОШ №4 г.Аши

Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 10 кл." может усилить мотивацию учения благодаря не только новизне, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности индивидуального подхода к каждому учащемуся, организации интерактивного и разноуровневого обучения. В нашей МКОУ СОШ №4 г. Аши два кабинета информатики. Апробация в 10 классе началась с сентября 2011 г. Учащиеся занимаются по программе Н.Д. Угриновича. На сегодняшний день уроки проведены по главам 1, 2 и 5. При апробации нашлось множество способов использования образовательного комплекса на уроках информатики в 10 классе. Рассмотрим самые, на мой взгляд, эффективные.

Использование образовательного комплекса в лабораторных работах. Образовательный комплекс "1С:Школа. Информатика, 10 кл." создает прекрасные условия для развития таких универсальных учебных действий как способность слушать, выделять главное, самостоятельно изучать теоретический материал. Лабораторные работы с использованием данного комплекса возможны при наличии наушников на каждом компьютере. При этом несложная тема, снабженная наглядным материалом или видео, может быть самостоятельно изучена учащимися. Например, тема "Информация и информационные процессы" может быть изучена на лабораторной работе. При этом ребятам дается карта для заполнения с последующей проверкой учителем и вклеиванием в тетрадь. Во время лабораторной работы ученики читают теоретический материал § 2.1. "Понятие "Информация". Два подхода к измерению информации" и заполняют карту (см. табл.5). После заполнения ученик показывает карту учителю и приступает к выполнению заданий №1, 2 и 3 из раздела ОК "Подборка заданий для самостоятельного решения к § 2.1".

Таблица 5

Использование образовательного комплекса в практических работах.

После изучения новой темы можно проводить практические работы на закрепление учебного материала с помощью элементов "Подборка заданий для самостоятельного решения", "Подборка практических заданий для подготовки к ЕГЭ", а также "Подборка обучающих заданий для подготовки к ЕГЭ". При этом учителем реализуется индивидуальный подход, так как каждый учащийся работает в своем темпе. Также с помощью образовательного комплекса можно реализовать разноуровневое обучение. Так, например, задачам элемент "Подборка заданий для самостоятельного решения" можно присвоить базовый уровень сложности, а задачам элементов "Подборка практических заданий для подготовки к ЕГЭ" и "Подборка обучающих заданий для подготовки к ЕГЭ" - повышенный уровень сложности.

В то же время у учеников есть возможность повторить пройденный материал, используя теоретический материал параграфа.

Учитель, в свою очередь, освобождается от проверки работ учащихся, так как проверка осуществляется автоматически и ее результат может быть сразу отражен в журнале. Рассмотрим пример практической работы по теме "Кодирование текстовой информации" (см. табл.6).

Таблица 6

Использование образовательного комплекса при работе с интерактивной доской.

Для повышения мотивации к обучению каждым учителем используются различные формы и методы обучения. На сегодняшний день при обучении информатики очень эффективным средством повышения положительной мотивации к обучению является интерактивная доска. Ее можно применять при изучении нового материала, демонстрируя видеоролики, показывая иллюстрации, выделяя главные определения по ходу изучения материала. Еще одним из преимуществ интерактивной доски является возможность ее использования при выполнении практических заданий на закрепление изученного материала. При этом учителю не нужно тратить время на запись задания или изображение схем на доске для каждого класса. Достаточно воспользоваться подготовленным заранее заданием, открыть его и вызвать ученика для выполнения данного задания. Самыми эффективными в этой ситуации заданиями являются следующие:

  • на соответствие;
  • на запись готового ответа (без решения);
  • на указание частей изображения (графика, схемы);
  • на соотнесение к какому-либо объекту;
  • на любое преобразование текста, графики, таблицы и т.д.;
  • на подписи от руки на схемах, чертежах, кроссвордах (рис. 1.).

Рис. 1. Задание №2 элемента "Подборка заданий для самостоятельного решения к § 5.3"

Также интерактивная доска подходит для проведения уроков в игровой форме, которые так нравятся учащимся. Во время игры в детях активизируется познавательный интерес к изучаемому предмету, развивается сплоченность, развиваются творческие способности, наблюдается положительный эмоциональный настрой, азарт и активность всех детей. Большую помощь в подготовке к проведению таких игр может оказать апробируемый образовательный комплекс. В качестве примера можно привести обобщающий урок-игру "Своя игра" по теме "Коммуникационные технологии" (см. рис. 2). Все вопросы для игры составлены на основе главы 5 образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 10 класс".

Рис. 2. Окно "Своя игра" по информатике"

Использование образовательного комплекса при дистанционном обучении.

Еще один важнейший аспект использования "1С:Школа. Информатика, 10 кл." - это дистанционное обучение. Данный комплекс облегчает изучение информатики как учащемуся, так и педагогу. Так как здесь много видеоматериала с комментариями, большое количество цветных иллюстраций, теоретический материал связан с практическим, объяснение очень подробное и доступное.

Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективность учебного материла, предоставляемого учащимся в рамках изучения курса информатики, что практически невозможно без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью образовательного комплекса "1С:Школа. Информатика, 10 кл.", без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Применение комплекса помогает максимально эффективно использовать время обучения и, в целом, повышать мотивацию школьников к изучению информатики.

Литература

  1. "1С:Школа. Информатика, 10 кл." / "1С". – М.: ООО "1С-Паблишинг", 2010. Гладких О.А. Использование интерактивной доски на уроках информатики/ О.А. Гладких /http://ito.edu.ru/2008/Kursk/II/II-0-12.html