Предмет
Класс/уровень обучения

Роль современных компьютерных технологий при изучении иностранного языка в техническом вузе

Киверник Н.Ю., nata_fld@high.chirt.ru
Челябинский институт путей сообщения

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает всё более масштабный и комплексный характер. Принимая во внимание направления информатизации образования, возможно, существенно пересмотреть традиционные формы преподавания иностранного языка в вузе. Новые технологии и различные вариативные средства обучения иностранному языку обусловили повышенный интерес к данной теме.

Обязательными для рассмотрения являются средства информатизационных и коммуникативных технологий, применяемые в учебном процессе, так как их реализация лежит в основе достижения поставленных целей и реализации направлений образования. От программы, предназначенной для изучения иностранного языка, требуется полнота и последовательность. Обучающий мультимедийный курс классического типа, должен развивать все четыре основных языковых навыка: чтение, письмо, восприятие на слух и речь. Программа должна охватывать все шесть уровней подготовки студента согласно международной классификации и рассматривать материал каждого уровня достаточно глубоко и подробно.

Возвращаясь к тенденциям информатизации образования необходимо отметить повсеместную интеграцию разнообразных электронных средств в учебный процесс. Так, например, при преподавании дисциплин лингвистического цикла нашими преподавателями активно используются энциклопедии, электронные справочники, программы, предназначенные для контроля знаний студентов и другие электронные ресурсы, в том числе предлагаемые "1С". Однако наибольший интерес вызывает применение обучающих программ. На протяжении многих лет программные продукты "1С", предназначенные для изучения английского языка успешно используются преподавателями нашего вуза для организации самостоятельной работы студентов 1-2 курсов технических специальностей. Особый интерес у  студентов при изучении английского языка, по-прежнему, вызывает "1С:Образовательная коллекция. Профессор Хиггинс. Английский без акцента!". Наряду с доступностью изложения учебного материала, данный курс даёт возможность обратить внимание на фонетику и самостоятельно подкорректировать произношение. Особого внимания заслуживает имеющийся грамматический мультимедийный справочник-тренажёр. Приятно отметить, что данный курс систематически модернизируется.

Принимая во внимание тот факт, что студенты 1-2 курсов существенно отличаются друг от друга уровнем знаний по английскому языку, наличие обучающих программ, позволяющих самостоятельно корректировать уровень знаний по предмету, приобретает особую актуальность. Так же следует отметить, что преподавание английского языка в техническом вузе сопряжено с особыми проблемами, связанными с деформацией гуманитарной, просветительской и учебно-воспитательной функций образования и нарушением соотношения подсистем методов обучения. Многообразие методов и способов овладения английским языком в техническом вузе приводит к необходимости оптимального выбора одного из них или оптимального сочетания дополнительных методов и технологий, из чего следует необходимость обобщения знаний о методах, способах и приемах организации иноязычного общения в коммуникативном контексте профессиональной деятельности технического вуза.

Несмотря на то, что даже лучший мультимедийный учебник не заменяет занятий с преподавателем, грамотно составленный электронный учебник  позволяет оптимизировать преподавание иностранного языка в целом, вынести за рамки практических занятий те темы и задания, которые не представляют особой трудности для студентов, и, напротив, акцентировать внимание на наиболее сложных языковых аспектах. Происходит индивидуализация работы со студентами, особенно при проведении контрольных мероприятий. Современная форма контроля знаний студентов предусматривает интернет-тестирование. Данная форма контроля требует особой подготовки, которую мы осуществляем в том числе, через  контрольно-измерительные материалы, предложенные курсом "1С:Образовательная коллекция. Профессор Хиггинс. Готовимся к ЕГЭ по английскому языку". По-нашему мнению, он позволяет развить и упрочить владение основными дидактическими единицами, проверка которых и проводится в ходе разнообразных интернет-тестирований.

Уделяя большое внимание компьютерному сопровождению профессиональной деятельности, постоянно используя в учебном процессе обучающие и тестирующие программы "1С", мы с особым удовольствием встретили выход новых продуктов серии "1С:Познавательная коллекция. Практический курс". Базисным принципом всех личностно-ориентированных  методик, представленных в курсе,  является принцип активной коммуникации, отображающий ситуации различного характера. Неотъемлемым фактором успешного обучения остаётся самостоятельная познавательная активность студентов. Уровень языковой сложности данных программ соответствует основной массе студентов, позволяет самостоятельно совершенствовать как пассивные, так и активные навыки, учиться формулировать и выражать свои мысли на английском языке. Полученная разговорная практика при работе с курсом "1С:Познавательная коллекция. Практический курс. Разговорный английский" охватывает основные жизненные ситуации и служит хорошей основой для дальнейшего языкового развития. Особый интерес вызывает возможность записать и прослушать себя, отследить допущенные ошибки и внести соответствующие коррективы в процессе отработки фонетических навыков. Раньше проделать такую работу по самопроверке на всех этапах работы можно было только в лингафонном кабинете.

Предлагаемые новинки серии "1С:Познавательная коллекция. Практический курс" также охватывают такую важную область подготовки специалиста, как его будущая профессиональная деятельность. "1С:Познавательная коллекция. Практический курс. Деловой английский" даёт возможность глубже понять и освоить особенности делового общения на английском языке, сформировать коммуникативную компетенцию будущего специалиста, научить его вести диалог, адекватно воспринимать и излагать информацию, выражать свои профессиональные интересы. Одним из важнейших критериев эффективности компьютерных обучающих программ является их адресность. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении, в том числе и на иностранном языке. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной деятельности. Систематизированный материал обеспечивает творческое и активное овладение студентами информацией, позволяет преподавателю индивидуализировать практические занятия. Так, при работе в лингафонном кабинете, традиционно используется "1С:Образовательная коллекция. Oxford Platinum DeLuxe", что позволяет повысить эффективность практических занятий и даёт возможность индивидуализировать обучение, вступать в диалог.

Говоря о применении технологий "1С" в образовательном процессе в целом, необходимо отметить  их доступность логичность и качество технического исполнения, ориентацию коммуникативных заданий на реальные ситуации общения. Использование средств современных информатизационных технологий обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения, повышение активности познавательной деятельности, углубление межпредметных связей.

Литература

1.     Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.-352с.

2.     Голицина И.Н. Исследование готовности студентов к обучению с помощью компьютерных информационных технологий. IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kasan.Russia. 9-12 August, 2002.— с. 195.

3.     Кирилова Г.И., Волик О.Н., Васильева Е.С., Витоль Е.В., Гайнулова Л.А., Федорова О.В. Проектирование и реализация профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки в профессиональной школе: Коллективная монография / под ред. Г.И. Кириловой. - Казань, ИПППО, 2007.

4.     Кулагин В.П., Найханов В.В., Краснова Г.А., Овезов Б.Б., Роберт И.В., Юрасов В.Г. Информационные технологии в сфере образования. // Министерство образования РФ, ГНИИИОТ, М., — 2004.

5.     Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования.- М.:"Образование и информатика".2004.—68 с.