Электронные образовательные ресурсы "1С" как средство формирования базовых компетентностей на уроке истории

Виноградова М.В., m.teacher@mail.ru МБОУ Гимназия №9, г. Химки

Введение Федеральных государственных стандартов второго поколения - это новый этап в работе учителя средней школы. Однако, для последователей деятельностного подхода А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна новшеством является лишь законодательное оформление базовых положений этой теории. Не стало неожиданным и разграничение терминов компетентность и компетенция. Впервые это разделение смыслов появилось в лингвистике в 1972 году в монографии Н. Хомского. Сейчас употребление данных паронимов вышло за границы языкознания. В настоящее время, компетентность означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений. Компетенция – это сами знания, умения, навыки, приобретенные в ходе обучения.

В название статьи не случайно вынесен термин компетентность. Анализ Примерной образовательной программы для основной школы и Примерной программы по истории позволяют сделать вывод о том, что умение изучать и систематизировать информацию, применять исторические знания, способность решать творческие задачи становится не менее важным результатом в развитии школьника. Кажется, эта мысль настолько естественна, что не нуждается в законодательном оформлении. Однако автор в своей работе учителя регулярно сталкивается с требованием увеличить объем знаний, предлагаемых в процессе урока, за счет времени, уделяемого на работу с историческими документами и решение исторических задач. Задача формирования компетентности отнюдь не исключает требования усвоить знания по российской и всеобщей истории. Параллельно с этим школьник овладевает навыками работы с готовыми информационными объектами, у него формируется коммуникативная компетентность.

Как общая программа, так и программа по истории начинается с очень правильных, но достаточно абстрактных положений. Конкретные требования к деятельности школьника можно найти в перечне необходимых действий с историческим материалом в примерном тематическом планировании курса истории. В качестве примера можно привести одну из ключевых тем истории XX века "Международные отношения в 20 – 30-ые годы", имеющую особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. Изучая данную тему, девятиклассник должен за 45 минут (на все изучение периода с 1918 по 1939 год выделяется 8 уроков) не только познакомиться с крайне сложным материалом, но и раскрыть значение понятий, характеризовать основные этапы, сопоставить документы и, что самое сложное, высказать собственные суждения. Нет сомнения, что все эти действия предполагают работу с разнообразными источниками информации: документами, словарными статьями, картами, фотоматериалами (Таблица 6). Следовательно, компетенция, то есть знание основных направлений внешней политики будет дополнена навыком работы с информацией и неизбежно перейдет в компетентность. Такое же соответствие содержания примерного тематического планирования заявленным целям введения нового федерального стандарта можно увидеть при анализе других тем. Проблема, по мнению автора, в другом!

Таблица 6.

Использование образовательных ресурсов для организации деятельности школьников. Урок "Международные отношения в 20 – 30-ые годы XX века".

Нельзя забывать, что тема "Международные отношения в 20 – 30-ые годы" изучается в девятом классе и возрастные особенности школьников окажут существенное влияние на ход урока. "Характеризовать, сопоставлять и высказывать" должен пятнадцатилетний подросток, переживающий нормативный кризис развития с присущим ему негативизмом и различными формами непослушания; подросток, чье поведение трактуется как коллективно-групповое и для которого "урок – это сорок пять минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками". Таким образом, проблема заключается в мотиве, в том самом внутреннем побудителе действий человека, без которого девятиклассник никогда не включится в ту образовательную активность, которую ожидают от него авторы новых федеральных стандартов. Следует заметить, что важность изучения предвоенных событий для подростка далеко не так очевидна, как для профессионального историка и экзамен по нашему предмету не является обязательным.

Многолетний педагогический опыт и исследования процесса подростковой социализации позволяют автору статьи не терять оптимизм в подобной ситуации. Решение проблемы кроется в тех возрастных особенностях, в силу которых подростковый возраст называют "трудным". Важнейшая из них – это чувство взрослости, то есть стремление быть, казаться, считаться взрослым. При определенных условиях девятиклассник готов отвечать на вопросы повышенной сложности, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Для этого необходимо:

  • Обеспечить школьника информацией, представив ее в современной визуальной форме.
  • Работа должна носить коллективный характер. Успешные ответы девятиклассника должны видеть те одноклассники, мнение которых для него не менее важно, чем оценка учителя.

В таких условиях материал высокого уровня сложности, такой как запутанные взаимоотношения будущих участников II Мировой войны, позволит испытать удовлетворение от работы на уроке.

Очевидно, что для организации работы в соответствии с поставленными условиями необходимы электронные образовательные ресурсы, соответствующие тематике урока. Коллективную работу класса над вопросом "Почему Мюнхенский договор позволял Германии оккупировать Судетскую область?" значительно проще организовать вокруг яркой и не перегруженной деталями карты, выведенной на экран или интерактивную доску (Таблица 1). Меняя масштаб, можно легко перейти от местоположения Судет ко всей карте центральной Европы. По мере того, как на экране появляется граница Чехии и Польши и вслед за ними СССР, большинству школьников становиться ясно в каком направлении "подталкивали" Германию Англия и Франция. Анализируя выведенный на экран текст Мюнхенского договора, учитель просит прочитать вслух и прокомментировать пункты 1 и 2 по которым чехи должны в десятидневный срок убраться с территории Судет, оставив свое имущество в целости и сохранности фашистской Германии. После этого в желающих высказать свои суждения не бывает недостатка. "Прокляты - кто заняли тот смиренный рай!" - слова нашего великого поэта подводят итог обсуждению.

Карту и текст Мюнхенского договора легко найти на диске "1С:Школа. Новейшая история зарубежных стран, 9 кл.". Содержание Темы V. "Международные отношения накануне Второй мировой войны" позволяет подобрать информационные объекты разного характера: документы, словарные статьи, карты (Таблица 6). Для того чтобы структурировать урок (точнее два урока, используя преимущества гимназии) автор применяет ряд технических и технологических приемов:

  • Удобной является функция "Избранное", которую можно найти в интерфейсе любого учебного ресурса "1С". Это позволяет перед началом новой темы "собрать" вместе все информационные объекты и расставить их в нужной последовательности. Автор надеется, что перечень этих объектов на дисках компании будет только расти. Прежде всего – за счет отрывков из художественных произведений и видеофрагментов.
  • Учениками заранее предлагаются проблемные вопросы. Их можно "по-старинке" записать на меловой доске. Регулярное обращение к таким вопросам позволяет наполнить смыслом обращение учителя к информационным объектам
  • Автор не видит причин отказываться от мелового опорного конспекта, который на протяжении всей темы создается учителем на доске и параллельно учениками в тетради (Конспект создан на основании учебника А.А. Кредера). Последовательно появляющиеся на экране визуальные образы служат иллюстрацией того или иного элемента схемы. Конспект позволяет провести по итогам урока формализованный опрос и, главное, напомнит содержание темы в одиннадцатом классе.

Упомянутые здесь технологии проблемного обучения и схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова нельзя рекомендовать для каждого урока. Электронные образовательные ресурсы могут применяться в сочетании с другими технологиями. Неизменным остается одно: решать задачи формирования компетенций мы будем с теми школьниками, которые не представляют свою жизнь без виртуальной реальности. С подростками, которые с легкостью штурмуют средневековую крепость, ведут в сражение танк или создают вокруг себя целый мир. А ведь мы, педагоги, должны не только "вернуть" школьника из виртуальной реальности на свой урок, но подтолкнуть его к деятельности.

Решение данной проблемы также лежит в плоскости учета возрастных особенностей. Персонаж анимированной презентации "Жизнь по кастовым законам" кузнец Капур ("1С:Школа. Российская и всеобщая история, 6 кл." Урок "Индийская средневековая цивилизация") не обладает способностями героев современных компьютерных игр. Его изображение лишь слегка "помигивает", когда речь заходит о судьбе кузнеца. Однако какие жаркие дискуссии разворачиваются среди учеников шестого класса, когда они выбирают судьбу для влюбленного Капура, чье чувство приходит в противоречие с законами кастового общества (рис. 64). Каждый, кто выходит к экрану, отстаивает свой выбор жизненной стратегии Капура. Те, кто остался сидеть за партами, спорят или горячо поддерживают своих одноклассников.

Капур появляется на уроке "Индия: государства и культуры" не случайно. Игровая ситуация должна помочь шестиклассникам объяснить значение понятия каста, охарактеризовать общественное устройство средневековой Индии и рассказать о положении различных групп населения. Параллельно с этим у школьника продолжает формироваться коммуникативная компетентность: умение учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов способом. Кстати, выбор учебной программы "1С:Школа. Российская и всеобщая история, 6 кл." предопределяет использование на уроке технологии проблемного обучения. Каждое занятие этого учебного диска содержит основной вопрос урока и несколько вопросов, позволяющих провести эвристическую беседу.

Рис. 64. Работа с анимированной презентацией "Жизнь по кастовым законам".

Тема "Страны Востока в Средние века" выбрана автором в качестве примера не случайно. В течение всего четырех (!) уроков преподаватель должен, по мнению авторов новых стандартов, не только изучить средневековую историю пяти стран, но и вовлечь школьника в пять видов деятельности. Поскольку история Востока изучается в конце курса Зарубежной истории средних веков, то уроки приходятся или на преддверие новогодних праздников (как у автора статьи) или на последние дни мая. В том и другом случае сиюминутные интересы младших подростов связаны с каникулами, что неизбежно отражается на мотивации. Автор оставляет открытым реалистичность изучения темы "Страны Востока" в объеме, рекомендованном авторами Примерной программы. Однако проблему организации эффективной учебной деятельности в условиях снижения мотивации ему решить удалось. Этому способствовали:

  • Организация коллективной деятельности, учитывающей возрастную специфику.
  • Игровая технология.
  • Образовательный комплекс, который стал способом организации игровой деятельности учащихся.

Таблица 7.

Системный анализ формирования базовых компетентностей на уроках истории (на примере двух уроков по всеобщей истории)

Анализ уроков всеобщей истории "Международные отношения в 20 – 30-ые годы XX века" в IX классе и "Индия: государства и культуры" в VI классе позволяют сформулировать необходимые условия для формирования компетентностей: базовых и предметных (Таблица 7). В основе работы со школьниками-подростками должно лежать глубокое понимание особенностей отроческого возраста и знание образовательных технологий: проблемного обучения, опорных конспектов (технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова), игровой и групповой технологии и т.д. Автор уверен, грамотный выбор технологии, отвечающий целям урока и задачам формирования компетентностей школьника должен предшествовать выбору того или иного электронного образовательного ресурса, который выступает в роли методического средства.

Таким образом, электронные образовательные средства – это обязательный элемент современной работы учителя по формированию базовых и предметных компетентностей школьника. Хочется верить, что соединение традиционных знаний психологии, возрастной физиологии и методики преподавания с инновационными электронными средствами позволит нам, учителям, подойти к решению тех проблем, которые ставит перед нами введение новых государственных стандартов.

Литература

  1. Цит. по Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М., 2011.
  3. Возрастная и педагогическая психология./Под. ред. А.В. Петровского. М., 1979. С.70.
  4. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэзия XX века. М., 2008. С. 322 – 323.
  5. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914 – 1997. 9 класс. М.. 2006.