Использование материалов «1С:Школа. История Древнего мира, 5 кл.» для уроков истории

Рякина Ольга Анатольевна, учитель истории, обществознания и права высшей квалификационной категории МОАУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в учреждениях образования создаются необходимые условия для их успешной реализации. Одно из условий – современная информационно-образовательная среда, которая просто необходима в наш «цифровой век». Результатом деятельности по созданию современной информационно-образовательной среды должно стать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества. Хороший уровень информатизации позволяет получить полную и своевременную информацию. Информатизация облегчает учебный процесс в том плане, что информационное поле расширяется как для педагогов, так и для учеников. Использование цифровых образовательных ресурсов – это уже не дань моде, а насущная необходимость в деятельности каждого педагога. Очень удачными цифровыми образовательными ресурсами являются программные продукты серии «1С:Школа». Я обращаю внимание педагогов на диск «1С:Школа. История Древнего мира, 5 кл.».

Учащиеся в 5 классе впервые встречаются с историей как самостоятельной наукой и предметом учебного плана. Важно на самых первых занятиях их заинтересовать, привлечь внимание к предмету изучения, показать образовательные и личностные перспективы при изучении данного предмета. Эту задачу можно успешно решить с помощью материалов главы 1 «Что такое история и как ее изучать».

Предлагаю фрагменты самого первого урока истории в 5 классе с использованием главы 1.

  1. Учащиеся уже знают о науке истории, об исторических источниках, которые помогают ученым узнать, как люди жили раньше. Поэтому на этапе актуализации знаний можно использовать интерактивную схему «Виды исторических источников». Это набор из 6 схем с иллюстрациями, которые дают классификацию исторических источников. В зависимости от уровня развития учебного коллектива можно использовать не все схемы, но схемы 2-5 обязательны (стандарт!). Основной методический прием – беседа, так как некоторые материалы детям уже известны. После беседы учащимся нужно записать в тетради основную классификацию исторических источников.
  2. Для закрепления знаний и изучения нового материала можно организовать работу с анимированной презентацией «Вспомогательные исторические дисциплины». Учащиеся получат представление о науках – помощницах истории. Учащиеся просматривают видео, а затем учитель организует фронтальную беседу по просмотренным материалам. Варианты вопросов:
    1. Что такое «исторические источники»?
    2. Какие виды исторических источников существуют?
    3. Приведите примеры разных видов исторических источников.
    4. Какие материалы для написания текстов использовались в древности?
    5. В чем важность каждого вида исторических источников?
    6. Перечисли науки-помощницы истории и дай им краткую характеристику.
  3. Данная презентация - очень короткий – 5.57., но очень информативный. Речь идет о 10 науках. Запомнить все очень сложно, поэтому лучше выбрать несколько наук, например, хронологию, историческую географию, палеографию и нумизматику.

    Особенность этого ресурса в том, что его можно посмотреть в виде слайд-шоу, отобрав только необходимые кадры. Именно так можно сделать, показав учащимся материал не обо всех науках, а только о тех, которые вы отобрали для урока. После просмотра видео или работы со слайдами, учащимся необходимо записать в тетради науки – помощницы истории.

  4. Далее на этапе изучения нового материала можно организовать работу с историческим текстами «Археология» и «Этнография». Это еще две науки, которые учащимся необходимо знать. Тексты небольшого объема, на их чтение учащимся понадобится 5-7 минут. Затем можно организовать пересказ каждого текста по абзацам с выделением главной мысли в каждом. Затем название науки и ее характеристику также необходимо записать.
  5. На этапе закрепления знаний можно воспользоваться контрольными вопросами к главе 1. Это подборка из 15 интерактивных проверочных тестов. На данном уроке нужно использовать №№ 1,4-6, 8-9, 12,15.

Регулярное использование цифровых образовательных ресурсов – дело трудоемкое, но благодарное. Когда урок проходит интересно, то не замечаешь времени, и ученики говорят: «Ой, как урок быстро прошел! А давайте на следующем уроке еще что-нибудь интересное посмотрим». Конечно, посмотрим, узнаем, напишем, сочиним. Ведь для творческого педагога сейчас масса возможностей разнообразить свой урок, в том числе с помощью программных продуктов серии «1С:Школа».

Технологическая карта урока истории Древнего мира

Класс: 5

Урок № 1 в теме «Древний Египет»

Тема урока: «Местоположение и природа Древнего Египта»

Автор УМК: Н.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, экран, диск «1С:Школа. История Древнего мира, 5 кл.» (глава 4).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цифровые образовательные ресурсы

Актуализа-
ция знаний

Учитель применяет метод «ассоциация», задает вопрос: Что у вас вызывает ассоциацию с Древним Египтом?

 Учащиеся по очереди называют все слова и имена, какие у них ассоциируются с Древним Египтом,  так как историю они уже изучали в начальной школе.

Подборка иллюстраций, характеризующих историю Египта: пирамиды, пальмы,  иероглифы из словарной справки «Хозяйство и организация общества».

Целеполага-
ние

Учитель суммирует ответы, подводит учащихся к целям и задачам данного урока и всей главы в целом.

Учащиеся вместе с учителем формулируют цели и знакомятся с планом урока

 

Изучение  1 блока нового материала

Рассказ учителя о местоположении Египта с показом основных географических объектов по карте.

Учащиеся следят за логикой изложения учителя, находят необходимые объекты на карте учебника и записывают их в тетрадь.

 

Первичное закрепление

1.Учитель  применяет метод иллюстрированной беседы по прочитанному тексту.
2.Учитель применяет метод описания иллюстрации.

1.Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы учителя.

2.Учащиеся описывают иллюстрацию, на которой изображен Нил. Учащиеся записывают в тетрадь новые понятия: дельта, оазис, пороги, папирус.

1.Словарная справка «Египет»,
Карта Древнего Египта

2.Словарная справка «Нил», иллюстрация

Изучение  2 блока нового материала

Учитель дает задание перед просмотром видеофрагмента ответить на вопросы: 1.Сколько царств располагалось по берегам реки Нил?  2.Когда образовалось единое государство? 3.Когда это произошло? 4.Какой город стал столицей? 5.Как назывался правитель государства у египтян?  6. Какие народы нападали на египтян?

Учащиеся смотрят видеофрагмент и отвечают на вопросы учителя, записывают в тетради новое понятие: фараон и название столицы единого государства.

Анимированная карта «Древний Египет», длительность 4.26.

Первичное закрепление

Учитель организует беседу по прочитанному тексту.

Учащиеся читают тексты.

Тексты из словарной справки «Мемфис», «Фараон».

Закрепление

Учитель объясняет работу с интерактивными проверочными  тестами.

Учащиеся отвечают на вопросы-тесты.

Контрольные вопросы к главе «Древний Египет», №№ 9,16.