Образовательный комплекс «1С:Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX века»

Чертищев Александр Евгеньевич, учитель истории МОАУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова

В общеобразовательной школе в последние годы информационные образовательные ресурсы стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов, в том числе и истории.

Образовательный комплекс «1С:Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX века» помогает учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания и применения знаний, контролировать результаты обучения школьников по истории России XIX века, который изучается в 8 классе. Данный комплекс содержит подробные сведения по истории Отечества конца XVIII - XIX века, удачную подборку интерактивных карт, схем и многочисленные иллюстрации. Учебный материал адаптирован к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Наиболее высокое качество усвоения достигается с помощью предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. Задания этого электронного издания как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов школьников.

Школьнику сложно ориентироваться во времени и пространстве, этому помогает лента времени, которая создает условия для формирования хронологических навыков, способствует лучшему запоминанию исторических дат. Для закрепления пройденного материала диск предлагает контрольно-проверочные тесты.

В каждой главе словарные статьи, документы, биографические справки известных исторических личностей. Диск построен следующим образом:

  • Глава 1. Культура России XVIII в.
  • Глава 2. Россия на рубеже XVIII–XIX в. (1796–1812 гг.).
  • Глава 3. Внешняя политика России 1801–1812 гг. Отечественная война 1812 г.
  • Глава 4. Окончание правления Александра I. Декабристы
  • Глава 5. Экономическое развитие России в первой половине XIX в.
  • Глава 6. Внутренняя политика и общественное движение в России во второй четверти XIX в.
  • Глава 7. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война
  • Глава 8. Культура России в первой половине XIX в.
  • Глава 9. Внутренняя политика Александра II. Отмена крепостного права
  • Глава 10. «Великие реформы» 1860–1870-х и контрреформы 1880-х гг.
  • Глава 11. Экономическое развитие России во второй половине XIX в.
  • Глава 12. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • Глава 13. Общественные движения 1860–1890-х гг.
  • Глава 14. Культура России второй половины XIX в.

Содержание диска может использоваться на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, прохождении нового материала, а также в случае контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися.

В работе с диском могут быть использованы различные методические приемы:

  • Лекция
  • Работа с текстом
  • Беседа по тексту
  • Составление простого развернутого плана
  • Опорный конспект
  • Описание репродукции
  • Составление вопросов
  • Определение хронологических рамок события по карте

Результатом использования диска 1С является достижение целей учебного занятия, повышение качества знаний и умений, повышение продуктивностьи учебно-воспитательного процесса.

Технологическая карта урока истории по теме «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»

8 класс

Тема урока: Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Дидактическая цель – создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации

Цели урока по содержанию:

Образовательные: учащиеся смогут

  • проследить тенденции развития государственной политики России в начале XIX в.
  • получить представление о зарождающемся в России либерализме как части общественно – политической мысли XIX в.
  • познакомиться с М.М. Сперанским как многогранной и незаурядной исторической личностью

Развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • развитие умения работы с различной информацией, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формирование гражданско-правовой культуры на основе политических проектов М. М. Сперанского
  • воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, целеустремлённости и самоотверженности на примере личных качеств и деятельности М.М. Сперанского

Тип урока: изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, печатные, наглядные.

Формы контроля: фронтальный и индивидуальный устный опрос

Оборудование: диск образовательного комплекса «1С:Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX в.» Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»; проектор, компьютер, доска, раздаточный материал.

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Использование ЦОР

  • Актуализация ЗУН

 

Перечислите предпосылки назревающих в высших политических кругах изменений, впоследствии нашедших своё отражение в   либеральных проектах М. М. Сперанского. 

Учащиеся, используя имеющийся материал и полученные раннее знания, перечисляют предпосылки либеральной политики Александра I первой половине его правления.

  • Либеральные взгляды и просвещенческая деятельность Екатерины II
  • Личность Александра I и его воспитание (республиканец Ф. Ц. Лагарп)
  • Деятельность Негласного комитета

Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.» Биографические статьи: Александр I, Ф.Ц. Лагарп.
Словарные статьи: Негласный комитет.

  • Формирование новых ЗУН

 

  • Происходил (1772 – 1839) из семьи бедного сельского

священника, не имеющего даже фамилии. «Сперанским» его назвали еще в детстве в духовной семинарии. Sperare (с лат. – надеяться). Получает религиозное (духовное) образование. Имел каллиграфический подчерк. Мог ночами сидеть, выполняя  кропотливую работу. РПЦ пророчит ему великое церковное будущее. Неожиданно меняет сферу деятельности на политическую.
Основываясь на указанной информации составьте психологический портрет  М.М. Сперанского.

  • Что связывало М.М. Сперанского и Александра I:

 

 

 

 

 

  • Выписать основные  реформаторские  проекты М.М. Сперанского

 

 

 

 

 

 

 

  • Перечислите основные положения генерального проекта Конституции («Введения к уложению государственных законов»)

           Учащиеся мысленно разбивают текст на указанные части, анализируя каждый по отдельности, и предполагают основные качества личности:

  • скромность
  •  простота
  • одарённость
  •  ясный ум
  • трудолюбие
  •  аккуратность
  •  исполнительность
  •  деятельность
  • целеустремлённость

 

  • должность М.М. Сперанского в министерстве
  • невероятная усидчивость, работоспособность и хорошая память позволила пробиться М. М. Сперанскому к окружению императора
  •  личная дружба царя и реформатора
  • Либеральные взгляды обоих

 

  • Введение к уложению государственных законов, 1809 г.
  • Финансовая реформа, 1810 г.
  • Положение об устройстве учебных заведений, 1803 г.
  • Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений, 1803 г.
  • Манифест об учреждении министерств, 1802 г.
  • Указ о чинах, 1809 г.
  • Положение «Об усовершенствовании народного образования», 1809 г.
  • Принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная) и независимости их др. от др. Наделение законосовещательными полномочиями Государственного Совета. И возвышающимся над всеми императором.
  • Устанавливалось сословное деление общества в соответствии с наделенными политическими правами (дворянство, люди среднего состояния и рабочие люди).

Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»
Биографическая справка: М.М. Сперанский.

 

 

 

 

 

Учащиеся используют материал учебника по истории.

Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»
Презентации: реформы Александра I.

Учащимся раздаётся схема деятельности М.М. Сперанского (приложение 1).

 

 

 

 

 

 

Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»
Словарная статья: Конституция, сословие, Государственный Совет, разделение властей.

 

 

  • Применение ЗУН

Находите ли вы пересечения и разногласия положений «Конституции»  М.М. Сперанского с современной политической системой?

 

  • Принцип разделения властей на 3 ветви (общее)
  • Должность стоящая над всеми  ветвями власти и в определенной мере их объединяющая  (общее)
  • Сословное разделение (различное – политическое равноправие в настоящем)

 

  • Этап обобщения и систематизации знаний.

 

Как вы считаете, соответствовали ли предложенные проектом нормы общественно-политическому развитию России нач. XIX в. 

Политический проект М. М. Сперанского хоть и соответствовал «духу времени» европейских революций и либеральный настроений, для России был чересчур категоричным. Следствием несоответствий стало незавершенность реформ М.М. Сперанского и его последующая ссылка.

 

5. Подведение итогов занятия.

 По генеральному проекту в 1810 г. был создан лишь Государственный Совет, наделённый законосовещательными полномочиями. В 1905 г ему предоставят законодательные функции и он просуществует до 1917 г.

Учащиеся записывают итоги урока в тетрадь.

 

Приложение 1

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского