Чертищев Александр Евгеньевич, учитель истории МОАУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова
В общеобразовательной школе в последние годы информационные образовательные ресурсы стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов, в том числе и истории.
Образовательный комплекс «1С:Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX века» помогает учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания и применения знаний, контролировать результаты обучения школьников по истории России XIX века, который изучается в 8 классе. Данный комплекс содержит подробные сведения по истории Отечества конца XVIII - XIX века, удачную подборку интерактивных карт, схем и многочисленные иллюстрации. Учебный материал адаптирован к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Наиболее высокое качество усвоения достигается с помощью предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. Задания этого электронного издания как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов школьников.
Школьнику сложно ориентироваться во времени и пространстве, этому помогает лента времени, которая создает условия для формирования хронологических навыков, способствует лучшему запоминанию исторических дат. Для закрепления пройденного материала диск предлагает контрольно-проверочные тесты.
В каждой главе словарные статьи, документы, биографические справки известных исторических личностей. Диск построен следующим образом:
Содержание диска может использоваться на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, прохождении нового материала, а также в случае контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися.
В работе с диском могут быть использованы различные методические приемы:
Результатом использования диска 1С является достижение целей учебного занятия, повышение качества знаний и умений, повышение продуктивностьи учебно-воспитательного процесса.
Технологическая карта урока истории по теме «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»
8 класс
Тема урока: Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.
Дидактическая цель – создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации
Цели урока по содержанию:
Образовательные: учащиеся смогут
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: изучения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: словесные, печатные, наглядные.
Формы контроля: фронтальный и индивидуальный устный опрос
Оборудование: диск образовательного комплекса «1С:Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX в.» Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»; проектор, компьютер, доска, раздаточный материал.
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Использование ЦОР |
|
Перечислите предпосылки назревающих в высших политических кругах изменений, впоследствии нашедших своё отражение в либеральных проектах М. М. Сперанского. |
Учащиеся, используя имеющийся материал и полученные раннее знания, перечисляют предпосылки либеральной политики Александра I первой половине его правления.
|
Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.» Биографические статьи: Александр I, Ф.Ц. Лагарп. |
|
священника, не имеющего даже фамилии. «Сперанским» его назвали еще в детстве в духовной семинарии. Sperare (с лат. – надеяться). Получает религиозное (духовное) образование. Имел каллиграфический подчерк. Мог ночами сидеть, выполняя кропотливую работу. РПЦ пророчит ему великое церковное будущее. Неожиданно меняет сферу деятельности на политическую.
|
Учащиеся мысленно разбивают текст на указанные части, анализируя каждый по отдельности, и предполагают основные качества личности:
|
Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»
Учащиеся используют материал учебника по истории. Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.» Учащимся раздаётся схема деятельности М.М. Сперанского (приложение 1).
Глава II. «Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»
|
|
Находите ли вы пересечения и разногласия положений «Конституции» М.М. Сперанского с современной политической системой?
|
|
|
|
Как вы считаете, соответствовали ли предложенные проектом нормы общественно-политическому развитию России нач. XIX в. |
Политический проект М. М. Сперанского хоть и соответствовал «духу времени» европейских революций и либеральный настроений, для России был чересчур категоричным. Следствием несоответствий стало незавершенность реформ М.М. Сперанского и его последующая ссылка. |
|
5. Подведение итогов занятия. |
По генеральному проекту в 1810 г. был создан лишь Государственный Совет, наделённый законосовещательными полномочиями. В 1905 г ему предоставят законодательные функции и он просуществует до 1917 г. |
Учащиеся записывают итоги урока в тетрадь. |
|
Приложение 1
Реформаторская деятельность М.М.Сперанского