Предмет
Класс/уровень обучения

Образовательный комплекс «1С:Школа. Обществознание, 10-11 класс. Часть 2. Политика и экономические отношения».

Краева Ирина Аркадьевна, учитель истории, обществознания и права высшей категории МОАУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова

В разделе образовательных программ по обществознанию имеется каталог продуктов, которые могут быть использованы в работе учителя. Образовательный комплекс «1С:Школа. Обществознание, 10–11 кл. Часть 2. Политика и экономические отношения» предназначен для изучения, закрепления и повторения учебного материала школьного курса по обществознанию за 10–11-й классы.

На диске содержится учебный материал, объединенный в 2 темы.

  1. Экономика – сфера производства и распределения благ
    • Что такое экономика?
    • Собственность
    • Рыночная экономика
    • Предпринимательство
    • Экономические взаимодействия коллективов
    • Развитие национальной экономики
    • Роль государства в экономике
    • Правила мировой экономики
    • Правовое регулирование экономической сферы
  2. 2. Политика – сфера управления обществом
    • Что такое политика?
    • Характеристики государства
    • Условия существования демократии
    • Общественные группы в политической жизни
    • Человек в политической жизни
    • Право в области отношений с властью
    • Современное глобальное общество

Образовательный комплекс поможет лучше усвоить изучаемый материал, понять суть явлений, изучаемых в курсе обществознания, подготовиться к проверочной работе, а также подготовиться к ЕГЭ

Подборки содержат в себе разнообразные наглядные справочные материалы, иллюстрированные интерактивные схемы, обществоведческие понятия, диагностические, обучающие и контролирующие задания в виде тестов. Наличие ситуационных задач облегчает понимание материала.

Материал изложен доступно, что позволяет использовать его при изучении некоторых тем по обществознанию в среднем звене, а также при изучении экономики и основ права в 10-11 классах.

Разделы диска могут быть использованы на разных этапах урока: на этапе проверки домашнего задания, организации восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоения исходных знаний, первичной проверки понимания, обобщения изучаемого на уроке материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений, контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися.

В работе с диском могут быть использованы различные методические приемы:

  • Перевёрнутые логические цепи (необходимо связать последовательность элементов информации в нужной последовательности);
  • Разбивка на кластеры (графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия);
  • Прием «Пометки на полях» (инсерт)
  • Лекция.

Результатом использования электронного издания «1С:Школа. Обществознание, 10-11 кл.» является достижение целей учебного занятия, повышение качества знаний и умений, саморазвитие, самообучение, самообразование учащихся.

Технологическая карта урока обществознания по теме «Демократические выборы и политические партии».

10 класс

Тема урока: Демократические выборы и политические партии.

Дидактическая цель – создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Демократические выборы и политические партии»

Триединые цели урока по содержанию

Образовательные: учащиеся смогут

  • Расширить представление об избирательном праве, типах избирательных систем, многопартийности;
  • иметь представление о демократических выборах, принципах участия граждан в выборах и основных этапах избирательного процесса. Развивающие:
  • развитие логического мышления;
  • развитие умения работы с различной информацией, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формирование гражданско-правовой культуры;
  • формирование активной гражданской позиции;
  • воспитание гражданственности, патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: частично-поисковый

Формы контроля: практикум, деловая игра

Оборудование: образовательный комплекс «1С:Школа. Обществознание 10-11 классы». Часть 2. Политика и экономические отношения». Раздел 6. «Право в области отношений с властью». Ресурс 8: «Избирательная система РФ», проектор, компьютер, комплекты карточек, текст Конституции РФ.

Учебник: Л.Н.Боголюбов «Обществознание»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Использование ЦОР

1.Этап мотивации.

«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою».
И.А.Ильин, русский философ.
Эпиграфом к нашему занятию является высказывание русского философа И.А.Ильина.  Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему занятия.
Выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с существованием свободы воли человека.

Раздел 6. «Право в области отношений с властью».
Ресурс 8: «Избирательная система РФ».

2.  Этап формирования новых понятий и способов действий.

Права и свободы человека в России закреплены в Конституции Российской Федерации.  Глава 2 носит название «Права и свободы человека и гражданина» и является очень важной.

  • Найдите в Конституции РФ статью 32, которая имеет отношение  к   группе  политических  прав  человека, и ответьте на вопросы к документу:
  • О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
  • Что означает избирать и быть избранным?

 

 

  • Что такое избирательное право? Обратимся к схеме на экране.
  • Избирательное право может быть активным и пассивным. Что вы понимаете под этими названиями?

 

  • Какие принципы избирательного права закрепила Конституция РФ?

 

 

 

 

 

 

 

  • Какие еще принципы избирательного права вы можете назвать?

 

 

  • Избирательные системы, применяемые в РФ.

          

ст. 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

  • Учащимся раздаются карточки с заданиями для выбора своей группы: определив, к какому принципу избирательного права относится информация на вашей карточке, займите место в соответствующей группе. (Приложение№1)

На партах устанавливаются таблички, соответствующие основополагающим принципами избирательного права

  • всеобщее
  • прямое
  • равное
  • при тайном голосовании
  • свободное и добровольное участие

Распределившись по группам, учащиеся объясняют, что означают данные основополагающие принципы избирательного права.

Ответы учащихся проверяются в ходе 
демонстрации схемы № 4:
Гласность при подготовке и проведении выборов, территориальный принцип выборов, периодичность выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)
Схема №1 поможет учащимся сформулировать определение избирательного права в объективном и субъективном смысле.
(2)
Схема № 2 используется для проверки ответов учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4) используется для проверки ответов учащихся.
(5)
Этот вопрос рассматривается с помощью схемы №5. Избирательные системы, применяемые в РФ: мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы.

3. Этап применения знаний, формирования умений.

Заполняем юридический словарь: объясните значение терминов, используя справочные издания, учебное пособие, интернет (с компьютера или телефона).

 

Основные стадии избирательного процесса.

Задание группам. Познакомиться с содержанием учебного пособия с. 252-253 и дать характеристику основным стадиям избирательного процесса.

1 группа: «Избирательный округ», 2 группа:  «Избирательный участок», 3 группа: «Избирательные комиссии», 4 группа: «Избиратель»,  5 группа:  «Электорат».

1 группа – назначение выборов
2 – выдвижение и регистрация кандидатов
3 – предвыборная агитация
4 – голосование и подведение итогов выборов
Проводится презентация итогов работы группы.

 

4.Этап обобщения и систематизации знаний.

Расставьте в логической последовательности стадии избирательного процесса.

Группы получают карточки   с названиями стадий избирательного процесса(Приложение №2).

 

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Представьте себя в роли избирателя или кандидата. Закончите предложение. «Я голосовал бы за человека, который…»
«Чтоб за меня проголосовали избиратели, я бы…»

Подводят итоги учебного занятия.

 

Приложение №1.

Карточки с заданиями для выбора своей группы:

1.Каждый совершеннолетний гражданин обладает правом избирать и быть избранным.

1.Все граждане с 18 лет, независимо от пола, расы, национальности.

1. Все граждане с 18 лет, независимо от языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства.

1. Все граждане с 18 лет, независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств.

2.Избиратель голосует на выборах за кандидата или против кандидата сам, непосредственно.

2. Каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе лично участвовать в выборах

2. Граждане, участвуя в выборах, непосредственно решают вопросы государственного и местного значения.

3.Граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

3. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос.

3. Каждому избирателю может быть выдан только один избирательный бюллетень.

4.Недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

4. Соблюдение тайны голосования избирателей.

4.Никто не имеет права контролировать, как проголосует каждый из нас.

4. Граждане голосуют в специальных избирательных кабинах, куда заходят по одному

5.Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

5. Никто не вправе оказывать воздействие на решение гражданина принять участие в выборах.

5. Нет юридической ответственности за неучастие в выборах.

Приложение №2

Карточки с названиями стадий избирательного процесса.

Назначение выборов

Формирование территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий

Составление списков избирателей

Уточнение списков избирателей

Выдвижение и регистрация кандидатов

Предвыборная агитация

Голосование

Подведение итогов выборов