Предмет
Класс/уровень обучения

Использование цифрового образовательного комплекса «1С:Школа. Геометрия, 7 кл.» на уроках математики

Остальцева Светлана Владимировна, учитель математики МОАУ СОШ № 18 города Кирова

Начиная изучать курс геометрии в 7 классе, любой учитель сталкивается с определенными трудностями. Одним из способов решения проблем является внедрение в процесс обучения геометрии информационно-коммуникационных технологий, ядром которых на сегодняшний день можно назвать цифровые образовательные ресурсы.

Для успешного обучения геометрии необходимо соединение трех принципов классической педагогики – доступности, посильности и наглядности, на мой взгляд, образовательный комплекс «1С:Школа. Геометрия, 7 кл.» отвечает всем трем требованиям.

Образовательный комплекс «1С:Школа. Геометрия, 7 кл.» авторов В.Ф. Бутузова, В.Н. Дубровского, С.Б. Кадомцева содержит материал по геометрии, дополняющий действующие учебники, прежде всего учебник «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасяна и др.

На диске представлены все основные темы курса:

  • Начальные геометрические сведения;
  •  
  • Треугольники;
  • Параллельные прямые;
  • Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Весь материал ресурса представляет собой:

  • анимированные лекции и презентации по некоторым темам курса для изучения и отработки теоретического материала,
  • упражнения- задачи для практических занятий,
  • тесты и тексты самостоятельных и контрольных работ для контроля.

Образовательный комплекс «1С:Школа. Геометрия, 7 кл.» позволяет решить многие проблемы обучения геометрии и значительно расширяет возможности участников образовательного процесса:

  1. Анимированные определения и доказательства позволяют сделать изучаемые понятия и теоремы более наглядными для учащихся, кроме того пошаговая структура изложения материала позволяет акцентировать внимание учащихся на важных и сложных моментах, а возможность неоднократного повторения демонстрации обеспечивает индивидуальный темп усвоения знаний учащимися. Это делает изучение более ярким, эффективным и наглядным, что, несомненно, помогает на первых этапах изучения теории.

    Существующие презентации позволяют повысить темп изучаемого материала, а использование опорных конспектов можно успешно применять для сопровождения ответа учащихся.

  2. Большое количество задач, представленных в образовательном комплексе, позволяет значительно повысить плотность урока за счет экономии времени урока на построение чертежа. Низкий уровень умения строить рисунки по условию задач в 7 классе является одной из основных трудностей на пути высокого темпа решения задач на уроке, поэтому этот вид деятельности целесообразно выносить на домашнюю работу учащихся с последующим контролем ее результатов.

    Все предлагаемые задачи делятся на:

    1. задачи на вычисления, имеющие автоматическую проверку, что позволяет осуществлять моментальную проверку и самопроверку (например, задача № 90);
    2. особенностью задач на доказательство является динамический чертеж, что позволяет учащимся понять структуру фигуры, выявить зависимости, провести обобщения и выделить существенные признаки, ученики видят, что при изменении чертежа суть используемого утверждения остается неизменной (например, задача № 94);
    3. задачи на построения выполняются с помощью программы «1С:Математический конструктор», также имеется возможность получить подсказку(например, задача № 112) или посмотреть пошаговое решение (например, задача № 148).
  3. При использовании диска происходит повышение эффективности обучения. Меняется роль учителя, педагог перестает быть просто транслятором знаний, а становиться организатором сложного образовательного процесса. У учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к предмету геометрия, активизируется мышление, создаются благоприятные условия для самостоятельной деятельности учащихся.

На мой взгляд, данному образовательному комплексу, чтобы быть цельным продуктом, удовлетворяющим всем потребностям образовательного процесса, не достает лабораторных или практических работ. Однако это пробел можно восполнить, если использовать в работе электронный образовательный ресурс «1С:Школа. Решаем задачи по геометрии. Интерактивные задания на построение для 7-10 классов» или интерактивные модели по математике, входящие в состав коллекции, поставляемой вместе с творческой средой «1С:Математический конструктор».

Использование данного образовательного комплекса возможно без большой перестройки, существующей на сегодня традиционной организации урока, и особенно актуальным становится его применение при переходе к новым образовательным стандартам, т.к. позволяет постепенно включать активные приемы обучения в привычную структуру урока.

Технологическая карта урока геометрии по теме « Первый признак равенства треугольников»

Класс 7.

Цели изучения темы:

обучающие:

  • Формирование умений применять первый признак равенства треугольников для решения задач, распознавать равные треугольники, доказывать их равенство, делать вывод о равенстве некоторых их элементов.

развивающие:

  • создать условия для формирования навыков применения полученных знаний при решении задач;
  • создать условия для развития творческих способностей, познавательной активности, интереса к предмету, пространственного воображения и логического мышления учащихся

воспитательные:

  • развивать познавательный интерес, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
  • Формирование навыков самоконтроля

Место урока в изучаемой теме: 2 урок

Задачи урока:

  • создать условия для актуализации ранее полученных знаний о треугольниках и их свойствах;
  • доказать первый признак равенства треугольников;
  • способствовать приобретению навыков решения задач по этой теме;

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Учебник : «Геометрия 7-9 » Л.С. Атанасян и др. 2010 г

ЦОР: образовательный комплекс «1С:Школа. Геометрия , 7 класс»

Этапы

Деятельность

цор

 

учителя

ученика

 

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
Сегодня мы продолжим работу с треугольником

Включаются в деловой ритм урока.

 

 

 

Актуализация знаний

Предлагает вспомнить свойства треугольника
«Закончите предложение»
– Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек…
– Точки А, В, С ∆АВС называются … этого треугольника.
– Отрезки АВ, ВС, АС, соединяющие вершины треугольника ∆АВС, называются…
– ∆MCY имеет углы…
–-Величина CD+ DK+KC для ∆СDK называется …
– Два треугольника называются равными, если …
– В равных треугольниках против равных сторон лежат …
– В равных треугольниках АВС и MNY стороне MY будет соответствовать сторона …, <АВС – угол …,
стороне АВ – сторона …
– Если два треугольника равны, то их соответствующие элементы …

Вспоминают ранее изученный материал, отвечая на вопросы учителя.

 

 

 

 

раздел «Треугольник»,
Первый признак равенства треугольников,
теория  равенство треугольников (презентация)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задает вопросы, подводя к гипотезе, что необязательно знать все 6 основных элементов треугольника, чтобы установить их равенство, достаточно знать 3 элемента.(две стороны и угол между ними) .

  Перед вами лист бумаги. Постройте на нем треугольник АВС и луч А1С1. – Как с помощью транспортира и циркуля построить ∆А1В1С1=∆АВС.
Запишем алгоритм построения

 

Какие элементы треугольника нужно знать, чтобы построить, равный ему треугольник?

Отвечают на вопросы учителя

 

 1. Строим А1В1=АС (циркуль)
2. Строим <В1А1С1=<ВАС (транспортир)
3. Строим А1В1= АВ (циркуль)

4. Соединяем В1 и С1.Треугольник построен
Мы измеряем две стороны и угол между ними.

 

Усвоение новых знаний и способов усвоения

         Предлагает прослушать новую теорему, акцентируя внимание учащихся на трудных моментах доказательства с помощью пошаговой анимации.

 

 

 Предлагает записать  доказательство теоремы,

Слушают доказательство с первичным запоминанием  темы

 

 

Записывают теорему и её доказательство в конспект.

раздел «Треугольник»,
Первый признак равенства треугольников,
теория  лекция (для первичного усвоения)

опорный конспект (для записи)

Физкультпауза

Организует физкультпаузу

Выполняют упражнения

 

Первичное закрепление

Предлагает решить задачи по готовым чертежам из ЦОР на применение теоремы, разбирает вместе с учащимися план решения задачи, при необходимости задаёт наводящие вопросы,
№93, №96 б.

Анализируют предложенное задание, рассуждают, составляют план решения. Один учащийся работает у доски, а остальные записывают решение в тетрадь.

раздел «Треугольник»,
Первый признак равенства треугольников. упражнения №93 (задача на доказательство,
№ 96 (задача на вычисления с автоматической проверкой)

Организация первичного контроля

Организует  первичный контроль  обучающего характера. (возможно с помощью ЦОР)

      Решают в парах задачи

раздел «Треугольник»,
Первый признак равенства треугольников.
Контроль-опрос вариант1

Домашнее задание

Предлагает выполнить.П.15. №94,. Даёт пояснение к домашнему заданию.

Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его.

раздел «Треугольник»,
Первый признак равенства треугольников. упражнения №94

Рефлексия.

Задаёт вопросы, позволяющие подвести итог урока, рефлексировать совместную деятельность. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Выборочно оценивает учащихся.

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, проводят самооценку собственной деятельности.