Предмет
Класс/уровень обучения

Эффективное применение электронных образовательных ресурсов "1С" на уроках в начальной школе

Семенистик Л.В., Зверева Н.Д. slyudmila455@gmail.com, na-zv@yandex.ru ГБОУ СОШ № 455 с углублённым изучением английского языка Колпинского района Санкт-Петербурга

В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества. Новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека.

Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Реализовать эту цель помогают информационно-компьютерные технологии.

Работая в начальной школе по образовательной системе "Школа 2100", в качестве методического обеспечения учебного процесса применяем электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в системе программ "1С: Образование 4.1. Школа 2.0".

На уроках русского языка используем "1С:Образовательная коллекция. Интерактивная энциклопедия". Это электронное пособие позволяет проверить знания ребёнка, потренировать его в правописании, повторить с ним основные темы изучаемого предмета. Каждая тема проиллюстрирована разъясняющими её слайдами с правилами и примерами.

Данный тренажёр имеет три режима работы:

  1. Режим обучения.
  2. Ученик выбирает тему, а тренажёр генерирует задание. Последующее задание по теме может отличаться от предыдущего (каждая тема включают несколько сотен заданий, а их выбор компьютер производит случайным образом). В этом режиме ученик не может совершать ошибок (обучение ведётся методом прямого понуждения к грамотности).

  3. Режим самопроверки.
  4. Отличается от режима обучения тем, что программа позволяет ученику совершать ошибки и даёт возможность их исправить для перехода к следующему заданию (обучение ведётся методом мягкого понуждения к грамотности).

  5. Режим контроля знаний.
  6. Формируется группа из нескольких заданий, выполнение которых учеником позволяет объективно оценить его знания по выбранной теме (оценку выставляет компьютер). Этот режим особенно удобен для мотивации активности ученика при наличии дополнительных побуждающих факторов.

Учащимся нравится сначала проверить свои знания самим на тренажёре, и только потом показать уровень своих знаний учителю и одноклассникам. Такая работа воспитывает у учащихся ответственное отношение к учёбе и повышает их самооценку. На уроках математике во 2 классе используем ЭОР "1С:Образовательная коллекция. Я знаю таблицу умножения! Интерактивный тренажёр". Высокоэффективное пособие позволяет ученику очень быстро изучить таблицу умножения и деления. Визуализация заданий, оригинальная система поощрения, возможность контроля и проверки усвоенного материала делают занятия высоко результативными. А самое главное, ученики очень быстро усваивают табличные случаи умножения и деления и не испытывают в дальнейшем трудности в данных вычислительных навыках.

На уроках окружающего мира используем ЭОР "1С: Школа. Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты". Данный ресурс предназначен для проверки успехов учеников начальной школы в изучении естествознания и обществознания. Он содержит свыше 500 тестовых заданий ко всем разделам программы по предмету "Окружающий мир" для четырёхлетней начальной школы. В основном материал тестов охватывает весь круг знаний и умений, требуемых в современной начальной школе. Другая часть тестовых заданий – более высокого уровня. Подобные задания использую при проведении викторин, олимпиад и для работы с более подготовленными школьниками.

В данном ресурсе предлагаются как тематические проверочные работы, так и контрольные. При этом контрольные работы – разноуровневые. Минимальный уровень – это уровень требований существующего Государственного стандарта начального образования. В контрольной работе минимального уровня все задания не выходят за рамки программы, и всё то, что проверяется, учащийся обязан знать и уметь. Контрольные работы устроены таким образом, что по одной и той же теме проверку знаний можно осуществлять многократно, не опасаясь, что школьники механически затвердят правильные ответы.

Работа с цифровыми ресурсами диска способствует развитию мышления младших школьников и их общей эрудиции.

Данные ЭОР используем на различных этапах обучения, как на этапе актуализации знаний, "введение нового знания", так и на этапе закрепления. В процессе применения ЭОР изменяются формы и методы работы, учитель из источника информации превращается в руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся. Изменяется роль ученика, который становится партнёром в совместной работе, у него формируются коммуникативные умения.

Например: на уроке окружающего мира во 2-м классе после изучения темы "Россия – наша Родина" на этапе закрепления материала предлагаем учащимся проверочную работу с использованием ЭОР "1С:Школа. Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты". Предлагается она в форме практической работы с физической картой России. На одном слайде учащиеся находят столицу нашей страны и отмечают специальным значком, при этом значок надо закрасить определённым цветом, используя меню "Изменить цвет заливки". На другом слайде дети находят два горных массива страны и вписывают в рамки их названия. На третьем слайде учащиеся находят главные реки страны и вписывают в рамки их названия. Главное, после каждого задания учащиеся сами проверяют их правильность. Если учащийся допустил ошибку, то он может снова попытаться ответить на поставленный вопрос. Это даёт возможность ученику активно осваивать знания.

Таким образом, использование ЭОР "1С" на уроках позволяет более эффективно организовать познавательную, информационно-учебную, исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивает возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее работать с информацией именно в интерактивной форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Опыт работы в начальных классах показывает, что ученики с удовольствием работают с интерактивными тренажёрами. Их использование на уроках делает значимым, ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным. В результате улучшаются память и внимание учащихся. Детская память от непроизвольной, когда дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал, переходит к произвольной. Ученики учатся концентрировать внимание, при этом растёт их усидчивость, целеустремленность. Кроме того, создаётся положительная мотивация к познавательной деятельности и, как следствие, повышение результативности обучения.

Литература

  1. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2012_04_10.html