Предмет
Класс/уровень обучения

Образовательный комплекс «1С:Школа. Развитие речи, 1-4 класс. Тесты».

Мельникова Надежда Владимировна, Панишева Галина Николаевна, учителя начальных классов МБОУ СОШ с УИОП № 52 г. Кирова

Использование цифровых образовательных ресурсов является неотъемлемой составляющей современного урока. Они не только способствуют формированию прочных знаний по учебным предметам, но и всесторонне развивают личность учащихся, способствуют активизации их познавательной деятельности.  Огромна их роль и в процессе развития речи. Речь – это сложная психическая деятельность человека, в основе которой лежит практическое владение языком как средством общения и выражения мысли. Функции речи – это общение, эмоциональное самовыражение, воздействие на окружающих и сообщение. Значение речевого развития детей велико: по нему можно судить о развитии мышления, оно влияет на процесс овладения чтением, родным языком, на успешность обучения, придает ребенку уверенность, способствует более быстрой социализации личности, является средством познания окружающего мира. Поэтому овладение речью является одной из центральных задач курса русского языка.

Значительную помощь учителю в данном направлении могут оказать электронные издания «1С», в частности цифровой образовательный комплекс «1С:Развитие речи, 1-4 класс. Тесты». Он содержит богатый познавательный материал по развитию речи и охватывает многие темы курса начальной школы по разным предметам. Задания в этом ресурсе разнообразны по тематике, содержанию и структуре, что позволяет использовать их с разной целью и на разных этапах урока.

Ресурс рассчитан на выполнение заданий учащимися начальных классов. Однако часть заданий доступна старшим дошкольникам и может способствовать развитию их связной речи.

Электронное издание включает в себя систему тестовых заданий, направленных на развитие речи. Часть заданий сопровождается анимацией, красочными иллюстрациями, фотографиями или содержит «подсказки» для помощи детям в случае затруднения при выполнении заданий. Это помогает активизировать наглядно-образное мышление учащихся и сделать работу с наглядностью более эффективной.

Каждый слайд содержит указатели для помощи в работе и систему навигации для всего диска (разделы «Содержание», «Дневник», «Избранное», систему поиска задний). Существует раздел с тренажерами в работе с толковым и орфографическим словарем. При необходимости задания можно распечатать в индивидуальный раздаточный материал. Работа с каждым из заданий осуществляется в удобной повторяющейся форме: с помощью кнопки «Продолжить», «Сбросить», «Подтвердить ответ». В случае правильного выполнения задания ученик получает похвалу; в случае ошибки – дается возможность выполнить правильно или появляется подсказка (необходимая дозированная помощь по содержанию выполняемого задания).

Материал диска можно использовать на уроках:

  • русского языка - при работе по развитию речи, составлении текста изложения, сочинения, при проведении словарной работы и т.д.);

  • окружающего мира  - при изучении многих тем о животных и растениях, организме и здоровье человека, видах транспорта, природных явлениях и т.д.;

  • математики – при решении задач различного вида, для развития логики, решения комбинаторных задач, знакомстве с мерами длины, признаками предметов и т.д.;

  • литературного чтения – при работе жанрами устного народного творчества, произведениями русских писателей и поэтов и т.д.;

  • ОБЖ, изобразительного искусства и других.

Кроме того, уместно использовать задания, представленные в ресурсе, во время проведения внеурочной деятельности, внеклассной работы (проведении викторин, конкурсов, турниров), индивидуальной работы (при подготовке детей к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам). Родителям этот образовательный комплекс поможет не только развить речь ребенка, но и проверить его уровень обученности по разным предметам, расширить кругозор и заинтересовать учебной деятельностью.

Предложенный в диске материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Благодаря этому создаются условия для формирования не только предметных знаний и умений, но и для достижения метапредметных результатов обучения и формирования универсальных учебных действий. На наш взгляд, выполнение заданий данного диска позволяет формировать следующие УУД:

Личностные:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию (так как у ребенка есть возможность самостоятельно работать с материалами электронного ресурса и повышать уровень своих знаний и умений);

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к получаемым самостоятельно знаниям;

  • установка на здоровый образ жизни через работу с заданиями, связанными с организмом человека и правилами ЗОЖ;

  • экологическая культура, ценностное отношение к природе и окружающему миру  через акцент на объяснение правильного поведения человека в природе;

  • социальная, учебно–познавательная и внешняя мотивация учебной деятельности через повышение интереса и подчеркивание значимости выполняемых заданий;

  • самооценка на основе критериев успешности выполнения заданий;

  • нравственно – этическая ориентация: навыки сотрудничества  в разных ситуациях при совместном

выполнении заданий, умение находить выходы из спорных ситуаций, эстетические  и этические чувства (доброжелательность в общении, отзывчивость, основы нравственности);

Регулятивные:

  • умение ставить цели и достигать их,  умение действовать по плану при выполнении заданий, содержащихся в ресурсе;

  • умение формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, составлять план и последовательность действий; 

  • умение выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах;

  • осуществлять самоконтроль: сличать результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; 

  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

  • саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

Познавательные:

  • умение использовать общие приемы решения задач, применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять рефлексию способов и условий действий;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, строить речевые высказывания для доказательства своей точки зрения;

  • осуществлять смысловое чтение, чтение с заданием;

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

  • поиск и выделение необходимой информации в разных формах материалов диска;

  • сбор информации, ее анализ, оформление и структурирование;

  • передача информации устным и цифровым способами;

  • анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, установление аналогий и сериация объектов;

  • построение суждений и обобщение информации;

  • знаково-символическое моделирование.

Коммуникативные (при работе с заданиями в парах, группах, совместно со взрослыми):

  • формирование умения обращаться за помощью, фиксировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками  для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • определять цели, функции, способы взаимодействия; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение, строить понятные окружающим высказывания;

Таким образом, электронное издание «1С:Школа. Развитие речи, 1-4 кл. Тесты» помогает формировать универсальные учебные действия и способствует гармоничному и разностороннему развитию личности младшего школьника, повышению его самостоятельности в работе,  духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Данный образовательный комплекс содержит:

  • большую коллекцию тестовых заданий по разным темам программы начальной школы, на основе которых идет обогащение словаря детей и эффективная работа по развитию их связной речи;

  • тематические проверочные работы по основным направлениям работы по развитию речи: «Выделение темы, основной мысли», «Осознание целей и ситуации общения», «Понимание научного и научно-популярного текста», «Практическое овладение диалогической формой речи», «Умение выделить основные события, создание плана текста», «Умение извлекать информацию из текста», «Чтение и понимание учебного текста». Они тесно связаны с метапредметными результатами обучения. 

  • итоговые контрольные работы на каждый год обучения, которые можно проводить для проверки уровня сформированности речевых умений как индивидуально, так и во фронтальном режиме. Задания этих контрольных работ составлены по 3 уровням сложности (минимальный, хороший и максимальный), что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. В отличие от других разделов,  в итоговых контрольных работах вопросы выпадают в случайном порядке, что позволяет проводить одну и ту же работу неоднократно и корректировать выявленные ошибки.

В электронном издании представлены задания различного вида и способов выполнения:

  • задания-тренажеры по работе со словарями с подробным описанием алгоритма работы;

  • задания с выбором одного правильного ответа;

  • задания с выбором нескольких правильных ответов;

  • задания, требующие «перетаскивания» объектов (иллюстраций);

Благодаря своему разнообразию ресурсы могут быть использованы на разных типах уроков и разных этапах урока: для постановки учебной проблемы, на этапах мотивации к деятельности, формулировании темы урока (в виде схем, таблиц, проблемного вопроса), актуализации знаний, изучения нового материала, закрепления полученных знаний, рефлексии, для обобщения и систематизации знаний, тренинга и проверки знаний и умений. Работу можно организовать во фронтальном режиме, парной, групповой или индивидуальной форме, а также использовать для дистанционного обучения.

Таким образом, организация работы на уроках с использованием образовательного комплекса «1С:Развитие речи, 1-4 класс. Тесты» позволит сделать урок эффективным, интересным и соответствующим всем современным требованиям. Будут созданы оптимальные условия для получения и закрепления знаний и умений, способности учащихся раскроются более полно, а учитель сможет осуществить индивидуальный и дифференцированный подход при организации учебного процесса. Все это будет повышать мотивацию учения, а значит работать на достижение детьми и учителем поставленных на уроке целей и результатов обучения.

Более подробно методика использования содержания электронного издания представлена в таблице по содержанию этого ресурса и в примерах фрагментов технологических карт уроков с использованием заданий.