Предмет
Класс/уровень обучения

Использование программы 1С на уроках русского языка

Ляпина К. Е., kseniya_13.04@mail.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52" города Кирова (МБОУ СОШ УИОП №52)

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное изменение его статуса - каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.

Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – всё это составляет довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.

Сегодня практически каждый учитель-предметник так или иначе обращается к компьютеру в ходе организации учебного процесса. Уроки русского языка не являются исключением. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Одним из таких информационных ресурсов для учителя русского языка может стать комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) "1С: Школа. Русский язык" для 5-9 классов.

Наша школа организует работу с этой программой уже второй год. В текущем учебном году появился новый вариант ее использования: не только локального, но и сетевого, с помощью системы программ "1С:Образование 4.1. Школа 2.0". Для этого был оборудован специальный кабинет, в котором каждый ученик получил возможность индивидуальной работы с ПК.

В 2013-2014 учебном году я обучаю учащихся трех 7 классов: 7-А, Б, Д. В качестве эксперимента я решила организовать работу с ЦОР "1С:Школа. Русский язык" в одном из этих классов. Свой выбор я остановила на самой сильном классе – 7А, поскольку им было легче адаптироваться к новой форме работы. В 7-А классе обучается 26 учеников. Компьютерный зал рассчитан на 14 рабочих мест, поэтому я разделила ребят на 2 группы. Так как в данном классе у меня есть индивидуальное занятие, внесение в расписание дополнительного рабочего часа не отразилось на моей учебной нагрузке.

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю. Под индивидуальную работу с ЦОР "1С:Школа. Русский язык" я отвела 1 час в неделю. На начальном этапе ее внедрения мне кажется это достаточным.

Мультимедийное учебное пособие по русскому языку для 7 класса включает в себя разделы:

  • Самостоятельные части речи:
    • Причастие
    • Деепричастие
  • Служебные части речи:
    • Предлог
    • Союз
    • Частица
  • Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные. Междометие.

Каждый раздел пособия, например, Причастие, делится на части: "Определения", "Таблицы", "Обучающие материалы", "Тесты".

Определение даётся короткое, с примерами. С помощью цвета и шрифта в нем выделяются ключевые слова. Есть гиперссылки на теоретический материал, изученный ранее.

Таблицы в образовательном комплексе интерактивные, с примерами, можно многократно повторить то, что не сразу усвоилось.

В некоторых таблицах примеры можно прослушать, например, на письме междометие отделяется разными знаками препинания в зависимости от интонации, включаете звук - и слушаете, при какой интонации надо ставить запятую, при какой - восклицательный знак. Кроме того, практически все части таблицы приводятся в действие левой кнопкой мышки: или открывается конверт с примером, или формулировка вопроса, или ответ на поставленный вопрос. Такие занимательные таблицы привлекательны для детей.

Авторы постарались избежать монотонности алгоритмов обучения, поэтому обучающие материалы построены по-разному. Иногда обучение начинается с литературного текста, в нём предлагается отыскать часть речи, которой посвящён раздел, например, "Частицы". Иногда - это упражнение, после которого нужно сделать выводы, как в разделе "Производные предлоги".

Используется в качестве наглядности и анимация. Выполняя в ней задание, ученик приводит в движение персонажей картинки.

Хорошо подобран материал для проверки знаний: теория, применение её на практике, употребление части речи в словосочетании, затем в предложении.

Возможна индивидуальная работа с образовательным комплексом, задания для учащихся ясно сформулированы, есть варианты. Результаты заносятся в дневник, и могут быть сохранены в файл. Учитывая, что образовательный комплекс позволяет интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, фотоизображения, целесообразно использовать его на различных этапах урока:

  1. при изложении нового материала — визуализация знаний (разделы: "Определения", "Таблицы");
  2. при закреплении изложенного материала (раздел "Обучающие материалы");
  3. в качестве контроля и проверки (раздел "Тесты").

А также образовательный комплекс помогает тренировать конкретные способности учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Авторы образовательного комплекса "1С:Школа. Русский язык, 7 класс" учли психологические особенности детей этого возраста: использовали разнообразные задания, не перегрузили диск теоретическими материалами, но возможность справок и всплывающих подсказок использовали максимально, включили анимацию. То есть, соединили научность и глубину материала с игровой формой подачи. В результате, это электронное пособие может использовать не только семиклассник и его учитель, но и ученики постарше для повторения материала.

Поскольку здесь есть учебные словари в разделах "Справочные материалы", то это учебное пособие с успехом может использовать любой взрослый человек, потому что многие люди испытывают трудности с правописанием и употреблением причастий, деепричастий и служебных частей речи.

Анализируя опыт использования данного образовательного комплекса, можно с уверенностью сказать, что он позволяет интенсифицировать процесс обучения:

  • повысить темп урока;
  • увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
  • проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
  • углубить степень отработки практических умений и навыков;
  • вести дифференцированную работу с каждым учеником;
  • выявить пробелы в его грамотности;
  • выработать умение составлять алгоритмы.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется "внешняя" мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации "вырастает" интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Образовательные комплексы "1С:Школа. Русский язык" помогут ему в этом.