Предмет
Класс/уровень обучения

Образовательный комплекс «1С:Школа. Русский язык, 8 класс»

Окулова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова

В настоящее время реализуется программа информатизации школы, что предполагает не только оснащение школ техническим оборудование (компьютерами, виртуальными досками, видео проекторами) и создание базы для внедрения информационных технологий в школе, но и высокий уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе. Поэтому главная цель программы информатизации школы - обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, формирования и развития информационной культуры учащихся и педагогов.

Одним из таких информационных ресурсов для учителя русского языка может быть комплект цифрового образовательного комплекса «1С:Школа. Русский язык» для 5-9 классов.

Мультимедийное учебное пособие по русскому языку для 8 класса включает в себя разделы:

  1. Синтаксис и пунктуация. Виды синтаксической связи
  2. Словосочетание .
  3. Предложение. Виды предложений
  4. Простое предложение
      Основные виды простого предложения<>
    • Главные члены предложения
    • Второстепенные члены предложения
    • Предложения с однородными членами
    • Односоставные предложения
    • Предложения с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями
  5. Слова- предложения
  6. Порядок слов в предложении
  7. Дополнительные' материалы

В каждом разделе учебные материалы расположены по рубрикам: «Таблицы», «Иллюстрации», «Обучающие материалы», «Контроль», «Учебные словари». Однотипное построение всех разделов учебного ресурса дает возможность учителю легко ориентироваться в материале, подбирать более удобные, по его мнению, для усвоения, закрепления и контроля знаний формы подачи материала.

Образовательный комплекс может использоваться учителем:

  • при проведении уроков в классе, оборудованном интерактивной доской;
  • в компьютерном классе или для организации домашней работы учащихся;
  • учениками при самостоятельном изучении предмета, для повторения материала, пройденного в классе, для выполнения домашних заданий и подготовки к контрольным работам.

Материал, представленный на диске, соответствует требованиям ФГОС и может использоваться при изучении предмета «Русский язык» по разным УМК. Хотя нужно отметить, что данный образовательный ресурс ориентирован на УМК В.В. Бабайцевой, поэтому тема «Словосочетания» включает в себя сведения не только о подчинительных словосочетаниях, но и о сочинительных словосочетаниях, чего нет в других УМК.

Рубрика «Таблицы» содержатся материалы, которые возможно использовать на этапах актуализации знаний и объяснения нового материала. Теория подается в форме проблемных вопросов, даются примеры и пояснения к ним. Поэтому учащиеся могут сами анализировать сведения, представленные в таблицах, сопоставлять уже изученный и новый материал, делать выводы, самостоятельно выводить правила, которые можно проверить при помощи подсказок, ставить перед собой задачи при освоении нового материала.

В рубрике «Учебные словари» помещено множество примеров на каждую представленную тему, которые могут быть использованы учителем в качестве дополнительного дидактического материала на этапе закрепления нового материала, этапе контроля.

В рубрике «Обучающие материалы» даются интерактивные задания ¬тексты с заданием, позволяющим закрепить новую тему. Так как формулировка таких заданий различна (распределите по столбикам, расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания, выделите один из членов предложения и т.д.) и материал для закрепления знаний представлен разнообразный, учитель имеет возможность варьировать как количество заданий, так и их сложность. Звуковое сопровождение дает образец правильного произношения и отдельных слов, и всего предложения в целом, особенно это важно при работе над интонационными особенностями некоторых видов предложений.

Ещё одна рубрика «Контроль» содержит тесты с проверкой выполнения заданий и определением качества, выполненной работы. Проверка уровня выполнения задания и качества выполненной работы, работа с образцами дает возможность ученику самостоятельно оценить свои знания и скорректировать сою деятельность. Разнообразие заданий дает возможность проверить не только практические навыки учеников, но и их теоретические знания. Данный материал может быть использован на этапе усвоения нового материала и этапе контроля.

Кроме того раздел «Дополнительные материалы. Информационно ¬справочные материалы» содержит сведения об ученых-лингвистах, дополненные их фотографиями, что позволяет дать представлении о лингвистике как о науке, познакомить с этапами развития этой науки, открытиями в ней и вкладом ученых в развитие лингвистики. При знакомстве с биографиями ученых особую роль играет воспитательный аспект, так как ребята получают представления и о тех нравственных ориентирах, которыми руководствовался каждый из выдающихся ученых.

Использование в качестве примеров, дидактических материалов отрывков из художественных произведений позволяет установить межпредметные связи.

Также материалы данного комплекса можно использовать при индивидуальной работе с учащимися на этапе корректировки знаний по определенным темам программы.

Хотя необходимо отметить, что при использовании данного учебного комплекса в нескольких темах обязательно добавление дидактических материалов на отработку умений и навыков (так, например, в теме «Второстепенные члены предложения» в таблице указаны не все типы обстоятельств, в теме «Однородные определения» даны не все условия выделения однородных определений).

Использование иллюстраций, таблиц, интерактивных заданий дает возможность более эффективно дать новый материал, закрепить его и проверить уровень его усвоения.

В представленном уроке на тему «Цельные словосочетания» материалы электронного образовательного ресурса «1С:Школа. Русский язык, 8 класс» из разделов «Словосочетания» интерактивная таблица «Цельное словосочетание» и «Словосочетание» электронные задания 1,2 подраздела «Контроль» используются на этапе объяснения нового материала и его закрепления.

При использовании - материалов цифрового образовательного комплекса учащиеся имеют возможность самостоятельно изучить данные таблицы, проанализировать их, сопоставить примеры и составить свое представлении о цельном словосочетании, привести собственные примеры цельных словосочетаний, такой тип работы дает возможность индивидуальной направленности работы каждого учащегося.

При работе на этапе закрепления нового материала учащиеся, выполняя задания, имеют возможность контролировать правильность их выполнения, корректировать свою работу, так как задания для этого этапа подобраны из раздела «Контроль». Это позволяет более эффективно провести работу, корректировать работу, отработать верный алгоритм решения задания, не совершать повторяющихся ошибок.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Цельные словосочетания»

Класс 8

Урок № 4 в теме «Словосочетание»

Тема урока «Цельные словосочетания»

Авторы УМК для 5–9 классов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, Н.А. Исаевой, Е.С. Баровой и др.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование и средства обучения: компьютер, ЖК панель, образовательный комплекс «1С:Школа. Русский язык, 8 класс»

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемые учащимися действия

Формируемые у учащихся способы действия

Использование ЦОР

Актуализация знаний

Учитель предлагает в предложенных словосочетаниях определить тип подчинительной связи
шли с братьями
мой отец
с родными братьями
медленно шли
шли через поле
Из данных словосочетаний предлагается составить предложение и выполнить его синтаксический разбор
Мой отец с родными братьями медленно шли через поле
Учитель обращает внимание на то, что при синтаксическом разборе с учетом предложенных словосочетаний  нет согласования между подлежащим и сказуемым.
Учитель предлагает разобрать предложение с учетом согласования между подлежащим и сказуемым.

Выполняют синтаксический разбор словосочетания, строят предложение и выполняют его синтаксический разбор.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод о недостаточности  знаний по синтаксическим связям.
Формулируют проблему и цель урока, ставят задачи урока

Выдвижение гипотезы и ее обоснование

 

Освоение нового материала

Учитель вводит новое понятие «ЦЕЛЬНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ», предлагает проанализировать материал таблицы, предложенной в образовательном комплексе «1С: Школа. Русский язык 8 класс» и сформулировать определение данного понятия

Изучают данные таблицы, анализируют их, сопоставляют примеры, записывают определение цельного словосочетания,
Чертят таблицы, в которой приводят собственные примеры.

 

Изучение примеров и их анализ
Обобщение наблюдений

Из раздела «Словосочетания» -интерактивная таблица «Цельное словосочетание»

Закрепление нового материала

Учитель предлагает выполнить упражнения, используя материалы, представленные в образовательном комплексе «1С: Школа. Русский язык 8 класс»

 

Учитель предлагает составить текст, состоящий из нескольких предложений с цельными словосочетаниями

Выполняют  упражнения: распределяют словосочетания в таблице, подчеркивают цельные словосочетания как члены предложения, осуществляют самоконтроль за выполнением работы.

Составляют текст, читают полученные тексты

Систематизация материала;
Отработка новых действий

 

 

 

Подбор примеров

Из раздела «Словосочетание» -электронные задания 1,2  подраздела «Контроль»

Первичный контроль за усвоением нового материала

Учитель проверяет полученные тексты, корректирует их

Вносят поправки в тексты

Самоконтроль  и анализ собственных работ и

 

Итог урока

Делает обобщение, подводит итоги урока

Участвуют в обобщении, анализируют свою работу

Выявление главного;
Обобщение и систематизация