Реализация ФГОС в учебно – исследовательской, проектной деятельности обучающихся: возможности ресурсов "1С"

Богатырева Т.П., ladyastrid@mail.ru МОУ "Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар - Олы"

Важным нововведением в российской системе образования является принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Реализация новых ФГОС для основной школы направлена на достижение в процессе обучения таких целей, как формирование у обучаемого целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение им опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания. Выпускник 21 века – это активный, заинтересованный, умеющий учиться, способный применять полученные знания на практике, успешный человек.

Концептуальной основой новых ФГОС является системно-деятельностный подход к обучению, предполагающий проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, обеспечивающей активную учебно-познавательную деятельность. Еще одним важным новшеством в современной школе является введение в учебный процесс, помимо традиционных учебных дисциплин, междисциплинарных учебных программ, среди которых наиболее актуальной становится учебно-исследовательская, проектная деятельность.

В процессе проектной деятельности учащийся овладевает универсальными учебными действиями (УУД):

  • уметь оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения;
  • решать интеллектуальные задачи на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки;
  • уметь выбирать адекватные стоящей задаче средства ее решения;
  • принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
  • находить нестандартные решения и осуществлять наиболее приемлемое из них.

С точки зрения развития личности учащегося это означает воспитание потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт на основе критического отношения к этому знанию или опыту.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Использование на занятиях электронных ресурсов, в частности, виртуальных лабораторий, конструкторских и творческих сред компании "1С", делает процесс формирования УУД учащихся более эффективным. Ресурсы компании "1С" обладают большими возможностями для формирования опыта проектной деятельности:

  • наглядное представление на экране изучаемых объектов и процессов в виде моделей (в том числе и динамических);
  • возможность неоднократного повторения виртуального эксперимента;
  • архивное хранение больших объемов информации в базах и банках данных, их передача и обработка;
  • автоматизация процессов информационно-поисковой деятельности;
  • возможность обработки и хранения больших объемов информации.

ЭОР могут быть использованы на самых разных стадиях работы над проектом:

  1. Выбор идеи
  2. Планирование
  3. Вывод гипотезы
  4. Исследование
  5. Анализ, обобщение
  6. Презентация проекта

Очень часто учащиеся не могут определиться с темой проекта - создать "образ проекта". Виртуальные путешествия способствуют развитию умения создавать образ (страны, города и др.) Например, мультимедийные аудиоэкскурсии, предложенные компанией 1С позволяют не только изучить маршрут, представленный в виде наглядной 3D схемы, но и создать свой. С помощью мультимедийной программы "1С:Познавательная коллекция. Россия на рубеже третьего тысячелетия" можно увидеть кинохронику эпохальных событий, прослушать фрагменты музыкальных произведений русских композиторов, посмотреть раритетные документы и фотографии и др. Необходимо научить ребят выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Во-первых, сформулировать правильно, что именно ученик не знает. Во-вторых, наметить путь поиска. В-третьих, найти. Так, попав в раздел "Любопытные факты" ученик может заинтересоваться интересными фактами из истории Российского государства. Например, получив краткую информацию о первом русском музее Кунсткамере, учащийся может задаться вопросом, предположить (вывести гипотезу): "Что предшествовало созданию музея? Какова история его создания? Каково значение?" (исследование причинно – следственных связей). В зависимости от поставленного вопроса намечается путь к решению. Уместно обратиться в раздел УМК "История России" и изучить ленту времени. Далее продолжить поиск информации, исследование, выходя за рамки данного ресурса. Самое важное из данной цепочки - определение пути поиска "знания". В процессе данного действия у ученика совершенствуются такие способы мыслительной деятельности, как анализ и синтез; развивается интуиция, воображение и навыки рефлексии.

Иногда идея проекта зарождается в процессе работы с тем или иным программным продуктом. Так, на классных часах по курсу "Культура речи", использовались материалы виртуальной лаборатории компании 1С "1С:Школа. Академия речевого этикета". Авторы данного пособия создали виртуальную школу, где на мультимедийном уроке с участием педагогических агентов (виртуального учителя и трех его учеников) образцовая речевая стратегия рождается на глазах и с участием школьников, наблюдающих, анализирующих, оценивающих и корректирующих постоянно меняющуюся речевую ситуацию. Занятия проходили в живой творческой атмосфере. В общении со сверстниками и взрослыми ребята использовали уже сложившимися представлениями о том, как надо себя вести в разных бытовых, учебных ситуациях, возникали альтернативные решения, желание поделиться знаниями с другими ребятами. На этой почве возникла идея – "образ проекта" - "Академия речевого этикета 2", для старшеклассников, выпускников. В процессе планирования перед ребятами встали вопросы:

  1. Чему учить?
  2. Как учить?

Ответы на них можно найти в виртуальном пространстве "Академии". На этапе сбора и обработки информации обращаемся к материалам "Академии". "Лаборатория" позволит ребятам провести опыты над интерактивными рисунками-загадками и поработать с тематическими практикумами, цель которых понять важность и значимость слова в жизни. В "Классной комнате" посетить виртуальные уроки по темам "Приветствие и знакомство", "Поздравление" и др.; в "Библиотеке" - познакомиться с электронной мультимедийной книгой "Речевой этикет" и справочником "Советы вежливого человека"; в "Музее древностей" - побродить по электронным экспозициям из истории речевого этикета, с пользой отдохнуть в "Игровой", наблюдая за поведением персонажей в "зеркальных" (правильных/неправильных) анимированных ситуациях, анализируя и оценивая их. При моделировании проекта ребята опирались на "Академию" как эффективный инструмент освоения социокультурных норм – подсказка для ответа на вопрос "как учить?". "Чему учить?" - вот зерно для нового замысла. В результате социологического исследования учащиеся выделили наиболее актуальные вопросы, возникающие при коммуникации в социуме. В результате анализа данных диагностического исследования было решено расширить сферу ситуативных элементов правилами этикета, общения по мобильному телефону, особенности коммуникации в разных социальных сферах и др. В процессе деятельности над проектом зародилась и идея изменения структуры УМК по принципу мультимедийных экскурсий. Ситуация может быть представлена в виде наглядной 3D схемы с вариативными элементами разрешения проблемы.

На этапе презентации проекта важно умение в отстаивании своей позиции, грамотно, уверенно. С социокультурными нормами речевого этикета ребята знакомится уже в процессе работы с ресурсом "1С:Школа. Академия речевого этикета". Для овладения навыками полемики уместно использовать и аудиокурс "1С:Аудиокниги. Аудиокурсы. Учимся правильно и грамотно говорить по-русски" Работа с диском позволяет усвоить нормы и правила языка, выработать навыки пользования речевыми средствами. В результате прогнозируется повышение речевого мастерства школьников.

Проект разрабатывается учащимися 9 класса, время реализации 2013 – 2014 г.г., площадка для реализации – лицей 11 г. Йошкар-Олы.

В процессе данной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ресурсов компании 1С происходит развитие ключевых образовательных компетенций:

  • познавательные компетенции (понимание, воображение, проектирование деятельности, анализ ситуаций, выявление причинно- следственных связей, способность к схематизации, визуализации, рефлексии);
  • социокультурные компетенции (развитие кругозора о правилах социального взаимодействия, способность адаптации в разных социальных сферах, освоение технологии познания элементов социума);
  • коммуникативные компетенции (универсальные способы действий для решения коммуникативных задач, освоения правил социального взаимодействия, индивидуальные и групповые формы работы, самореализация в процессе деятельности.)

Таким образом, использование ЭОР в процессе исследования той или иной области знания, активизирует учебно-познавательную деятельность, позволяет реализовать системно – деятельностный подход к обучению, способствует достижению максимальной эффективности в процессе формирования базовых компетенций обучающихся, предусмотренных ФГОС.