Предмет
Класс/уровень обучения

Уроки русского языка в 9 классе с использованием мультимедийного учебного пособия по русскому языку для учеников 9 класса

Россохина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №18 города Кирова

Мультимедийное учебное пособие «1С:Школа. Русский язык, 9 класс» содержит разделы по программе русского языка для 9 класса: «Сложное предложение», «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение», «Сложное бессоюзное предложение», «Предложения с чужой речью». Электронное издание, несомненно, представляет интерес для учителя.

Во-первых, здесь представлены таблицы, многие из которых можно успешно использовать на уроке в качестве наглядности и как материал для запоминания, и как средство помощи при выполнении учащимися упражнений.

Во-вторых, имеются примеры с анимацией; этот игровой момент привлекателен для учащихся и стимулирует их к выполнению задания.

Также интересны тестовые задания в разделе «Контроль», которые можно использовать при закреплении материала.

Данные материалы, безусловно, неплохи для использования их на уроке каждым учеником для индивидуальной работы; при проецировании же их на экран некоторые таблицы оказываются неэффективными, так как мелковаты и не все учащиеся могут их разглядеть.

Кроме того, хотелось бы видеть в данном образовательном ресурсе задания разных уровней сложности, включая повышенный, для работы с группами учащихся по их способностям.

Следует, на мой взгляд, расширить количество примеров, предлагаемых на диске, так как тех, которые есть, мало для серьёзной работы на уроке, и поэтому учителю приходится давать свои примеры дополнительно.

В целом диск заслуживает внимания и его можно использовать как учебное пособие по русскому языку в 9 классе.

Технологическая карта урока

Класс 9

Раздел: Сложносочинённые предложения

Тема урока «Сложносочинённые предложения с соединительными союзами»

Автор УМК Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. образовательная – расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении, познакомить с группами сложносочинённых предложений;
  2. воспитательная – формировать у учащихся интерес к родному языку;
  3. развивающая – развивать речь учащихся посредством вовлечения их в разговор, а также посредством построения монологической речи.

Оборудование урока:

  1. учебник русского языка
  2. раздаточный материал – карточки с примерами сложносочинённых предложений
  3. мультимедийное учебное пособие по русскому языку для учеников 9 класса «1С:Школа. Русский язык, 9 класс».
  4. опорная схема «Соединительные союзы»
  5. информация о домашнем задании

Деятельность учителя

Осуществляемые учащимися действия

Формируемые у учащихся способы действия

Использование ЦОР

Актуализация знаний

Предлагает сформулировать проблему, цель урока;
Организует работу по повторению изученного материала;
Осуществляет переход от изученных тем к новой теме

Формулируют проблему и цель урока, ставят задачи урока;
Участвуют во фронтальном опросе по изученным ранее темам

Выдвижение гипотезы и её обоснование

Из раздела «Определения» -определение сложносочинённого предложения для повторения

Освоение нового материала

Объясняет новый материал;
Привлекает внимание к трудностям темы;
Фиксирует внимание учащихся на примерах;
Помогает учащимся сделать первые выводы

 

Изучают данные таблицы, анализируют их;
Сопоставляют примеры;
Чертят опорные схемы;
Приводят собственные примеры;
Делают первые выводы

Изучение примеров и их анализ;
Обобщение наблюдений

Из раздела «Определения» - определение сочинительных союзов и деление их на 3 разряда (для изучения);
Из раздела «Определения»  -определение соединительных союзов (для изучения)

Закрепление нового материала

Организует работу по закреплению нового материала;
Осуществляет контроль за правильным выполнением назначенных учащимся действий

Выполняют тренировочные тесты; распределяют данные слова в таблице; подбирают собственные примеры к опорной схеме; осуществляют взаимоконтроль

Систематизация материала;
Отработка новых действий;
Подбор примеров

Из раздела «Определения»  -примеры соединительных союзов» (объяснительная работа);

Итог урока

Делает обобщение;
Подводит итог урока

Участвуют в обобщении; анализируют свою деятельность на уроке

Выявление главного;
Обобщение и систематизация;
Постановка задач на следующий урок

Из раздела «Определения» -примеры
предложений с соединительными союзами
( для рефлексии)