1С:Виртуальная лаборатория

разработка конструкторских сред

Биологический конструктор

интерактивная биология

Мы предлагаем
наши продукты и сервисы
Примеры моделей
посмотреть на сайте
Купить коллекцию моделей
перейти в Каталог 1С
Биологический конструктор
как создаются модели
English demo
interactive biology

ПРИМЕРЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ

На данной странице открыты для работы модели первых двух
лабораторий «Биоконструктора» – «Равновесие в экосистемах»
и «Основы теории эволюции». Более сложные задания отмечены *
В остальных лабораториях доступны для ознакомления аннотации
ко всем моделям, методические и сопроводительные материалы.

1. Равновесие в экосистемах
2. Основы теории эволюции
3. Эволюционно стабильные стратегии
4. Основы генетики и селекции
5. Клеточная биология

Приступая к работе с интерактивными моделями, воспользуйтесь Методическими рекомендациями,
в которых описаны способы проведения каждого виртуального эксперимента, даны подсказки и ответы.

Равновесие в экосистемах

Лаборатория позволяет моделировать и изучать виртуальные экосистемы,
в наглядной форме демонстрируя законы экологии

Краткое описание принципов работы лаборатории
Инструкции для самостоятельной работы с моделями

Законы роста популяции

01. Пастбище

На участке, заросшем травой, пасутся травоядные животные.
Выясните, как управлять поведением виртуальных травоядных!

Вводная модель, знакомящая пользователя с принципами работы основных компонентов виртуальной лаборатории.
Позволяет создавать простейшую пищевую цепь – популяцию травоядных животных, питающихся возобновляющимися растениями.
[ пищевая цепь • возобновляемые ресурсы • законы роста популяции ]

02. Олений остров

В 1911 году на остров Святого Павла в Аляске были завезены северные олени.
Популяция быстро росла, пока олени практически не уничтожили весь пищевой ресурс – ягель –
после чего последовал резкий спад численности популяции. Помогите оленям выжить на острове!

Модель посвящена законам роста популяции в условиях ограниченного количества пищевого и пространственного ресурсов в окружающей среде.
Модель демонстрирует реальный случай, произошедший на острове Святого Павла на Аляске в 1911–1950 годах, когда завезенные на остров
северные олени неконтролируемо размножались, пока не была подорвана их пищевая база.
[ пищевая цепь • законы роста популяции • интродукция ]

03. Кривая роста *

На лугу пасутся овцы.
Научитесь управлять ростом популяции овец!

Модель позволяет выяснить, как по форме кривых роста популяции можно оценить параметры среды.
В экспериментальной установке требуется получить кривые роста определенной формы.
[ законы роста популяции • логистический рост • ёмкость среды ]

04. Водные преграды

На остров завезли несколько оленей.
Выясните, как изменение ландшафта острова может повлиять на выживание их популяции!

Модель демонстрирует важную роль неоднородности пространства в устойчивости экосистем.
[ мозаичность местообитаний ]

05. Ведьмины кольца

На участок посажены травянистые растения.
Измените условия среды так, чтобы при распространении растения образовывали кольцеобразные структуры.

Модель показывает, как при определенном режиме возобновления ресурса формируются
структуры наподобие ведьминых колец, характерных для грибов и плаунов.
[ ресурсы • ведьмины кольца ]

Хищничество

06. Эффективность хищничества

«И волки сыты, и овцы целы».
Как эффективность хищничества (процент удачных охот на жертву) влияет на устойчивость сообщества?

Модель посвящена взаимодействиям популяций хищника и жертвы. При работе с моделью можно наблюдать,
как связаны численности видов хищника и жертвы в экосистемах и к каким последствиям приводит неумеренное хищничество.
[ модель «хищник-жертва» • эффективность хищничества]

07. Хищник и жертва

На остров выпущено стадо овец.
Подселите к ним волков и добейтесь успешного совместного существования видов!

Модель демонстрирует возможность формирования устойчивой автоколебательной системы,
включающей хищников, травоядных и периодически возобновляющиеся растения на территории.
[ модель «хищник-жертва» • автоколебания ]

08. Плотность популяции

Волки не питаются растениями. Зависит ли от количества растений на территории успех выживания волков?
Выясните это в предлагаемой задаче, создавая местообитания, богатые и бедные растительностью.

Модель демонстрирует две закономерности: 1) устойчивость системы «хищник-жертва» может зависеть от плотности популяции и частоты встреч видов (которая зависит от распределения растений на территории) 2) неоднородные местообитания могут способствовать большей устойчивости системы.
[ модель «хищник-жертва» • мозаичность местообитаний ]

09. Укрытия

Слишком эффективные хищники могут истребить всех жертв до единой.
Выясните, как, создавая преграды для распространения видов, можно защитить популяцию жертв.

Модель показывает, как стабильность системы «хищник-жертва» может зависеть от наличия в среде укрытий для жертв.
[ модель «хищник-жертва» • мозаичность местообитаний ]

10. Миграции

К островной популяции овец подселили группу эффективных хищников – волков.
Спасите овец от полного истребления, изменив форму острова!

Модель демонстрирует, как возможность миграций может способствовать поддержанию стабильности экосистем.
[ модель «хищник-жертва» • миграции ]

Конкуренция

11. Конкурентное исключение

На участок выпустили коз и овец, которые едят одну и ту же пищу.
Выясните, к чему может привести межвидовая борьба за ресурс.

Модель посвящена принципу конкурентного исключения видов.
[ конкурентное исключение • конкуренция ]

12. «Перемешивание»

На острове обитают козы и овцы, но со временем один вид полностью вытесняет другой.
Выясните, как можно отсрочить момент вытеснения, управляя скоростью и правилами перемещения у животных.

Модель демонстрирует, как скорость вытеснения одного вида другим по принципу конкурентного исключения
зависит от степени дисперсии (степени «перемешивания») особей.
[ конкуренция • конкурентное исключение • межвидовая территориальность ]

13. Стратегии размножения

Лучше меньше, да лучше?
Выясните, в каких условиях лучше производить множество мелких детенышей, а в каких – одного-двух крупных.

Модель посвящена двум репродуктивным стратегиям животных – K- и R-стратегиям,
возникшим как результат компромисса между количеством и качеством потомков.
[ К- и R-стратегии размножения • принцип компромисса ]

14. Жизненные стратегии растений *

У вас есть семена кустарника, кактуса и сорняка.
Выясните, к каким условиям больше всего приспособлены эти виды.

Модель посвящена трем жизненным стратегиям растений – конкурентам, стресс-толерантам, рудералам.
Позволяет исследовать, в каких условиях получают преимущество виды с той или иной жизненной стратегией.
[ жизненные стратегии растений • конкуренты • стресс-толеранты • рудералы • нарушения ]

Саморегуляция

15. Автоколебания

Недальновидные олени, перемещаясь плотными стадами, выедают всю растительность острова и погибают.
Как изменить их пространственное расположение так, чтобы популяция стала устойчива?

Модель демонстрирует, как внешние воздействия могут перевести систему из нестабильной в стабильную, способной к поддержанию собственного состояния.
[ автоколебания ]

Биоценозы

16. Ключевой вид

Два вида конкурируют за пищу, и более сильный конкурент вытесняет соперника.
Может ли третий вид спасти слабого конкурента от вымирания?

Эксперимент показывает, как нарушения могут поддерживать структуру сообщества, и наглядно демонстрирует роль ключевых видов в сообществе.
Нарушениями называются воздействия на популяцию, приводящие к гибели части особей.
[ нарушения • биологическое разнообразие • конкуренция • ключевой вид ]

17. Поддержание биоразнообразия

Два вида травоядных конкурируют за пищу, не обладая какими-либо конкурентными преимуществами.
Предпримите меры, чтобы видовое богатство сообщества травоядных сохранялось – оба вида должны выжить.

Модель демонстрирует, что нарушения могут обеспечить совместное существование видов-конкурентов –
поддерживать биологическое разнообразие сообщества.
[ нарушения • биологическое разнообразие • конкурентное исключение • ключевой вид ]

18. Пищевая цепь *

Создайте пищевую цепь из растений, травоядных и хищников,
включив в нее как можно больше видов!

Модель посвящена правилу экологической пирамиды.
[ экологическая пирамида • пищевая цепь • трофический уровень • биоценоз ]

19. Пищевые предпочтения

На участке живут овцы и козы, которые едят все подряд.
Со временем один из видов вытесняет другой. Попробуйте сохранить и коз, и овец.

Модель демонстрирует, как расхождение по разным экологическим нишам позволяет видам избегать конкуренции.
[ конкуренция • конкурентное исключение • экологическая ниша • специализация ]

20. Экологическая ниша

У вас есть стадо овец и ослов. Овцы любят есть пырей и мятлик, ослы – пырей и чертополох.
Подберите для них пастбище таким образом, чтобы сохранить и тех, и других.

В эксперименте показана возможность успешного сосуществования видов с разными экологическими нишами.
[ конкуренция • экологическая ниша • специализация • мозаичность местообитаний ]

21. Циклическая сукцессия *

У вас есть стадо овец и три вида трав.
Создайте на острове циклическую сукцессию – периодическую смену одного растительного сообщества другим.

Модель посвящена сукцессии – последовательной смене одних биоценозов другими на определенном участке среды.
[ сукцессия • конкуренция ]

Интересные примеры из живой природы

Основы теории эволюции

Лаборатория позволяет моделировать эволюционные преобразования
виртуальной популяции организмов

Краткое описание принципов работы лаборатории
Инструкции для самостоятельной работы с моделями

Введение. Гены и аллели

01. Измени генотип

Вводная модель, предназначенная для первого знакомства с экспериментами по эволюции.
Измените генотип виртуальных особей и заставьте их размножаться.

Модель демонстрирует правила проявления и наследования признаков при разных типах аллельных взаимодействий и разных типах размножения.
[ полное доминирование • неполное доминирование • типы размножения • мутации ]

Эволюционные последствия хищничества

02. Покровительственная окраска

Вводная модель, предназначенная для знакомства с экспериментами по эволюции.
Выясните, как у животных развивается покровительственная окраска.

Модель посвящена естественному отбору и повышению приспособленности особей к условиям среды.
[ естественный отбор • покровительственная окраска • приспособленность ]

03. Выживание приспособленных

В процветающей популяции шмургов три четверти особей не способны к направленным перемещениям:
у кого-то нет глаз, у кого-то – ног, а у кого-то – ни того, ни другого.
Как изменить условия, чтобы с течением эволюции остались только глазастые и ногастые шмурги?

Модель посвящена естественному отбору. Демонстрирует роль хищничества как фактора, «оздоравливающего» популяции жертв.
[ естественный отбор • хищничество • приспособленность • приспособительное поведение ]

04. Промежуточный фенотип

Чорги бывают черными, серыми и белыми.
Направьте естественный отбор в поддержку серых особей!

В эксперименте можно наблюдать эволюционное становление видов-генералистов.
[ стабилизирующий отбор • приспособленность ]

Генетико-автоматические процессы

05. Эффект основателя

На материке обитают разноцветные рурги.
Получите из одной разноцветной популяции пять одноцветных!

Модель демонстрирует эффект основателя в дивергенции островных популяций.
[ эффект основателя • эффект бутылочного горлышка • островные популяции • дивергенция ]

06. Лабиринт

В замкнутом отсеке лабиринта заперта группа разноцветных биргов. Проделайте отверстия в стенках лабиринта
таким образом, чтобы центральный отсек заселили представители одного цвета!

Задача демонстрирует эффект бутылочного горлышка и эффект основателя.
[ эффект основателя • эффект бутылочного горлышка ]

07. Бутылочное горлышко

На семи островах живут разноцветные вирги. Выясните, что нужно сделать,
чтобы на островах как можно быстрее сформировались одноцветные популяции.

Модель посвящена эффекту бутылочного горлышка и дрейфу генов.
[ эффект бутылочного горлышка • островные популяции • изоляция • дивергенция • дрейф генов ]

Критическая плотность популяции

08. Далекий остров

Популяция зеленых зургов успешно живет на материке, но вымирает на острове.
Выясните, как нужно изменить форму и расположение острова, чтобы островные зурги не погибали.

Модель демонстрирует важность размера популяции для ее успешного существования.
[ критическая численность • островная биогеография • островные популяции ]

Генетическая изменчивость

09. Гетерозиготность

На участке обитают фырги. Вы можете управлять геномом фыргов, создавая ногастых и безногих особей.
Исследуйте, как уровень подвижности фыргов влияет на частоту гомозигот и гетерозигот в популяции.

Модель демонстрирует, как затрудненность панмиксии, повышенная частота инбридинга приводит к невыполнению закона Харди-Вайнберга и снижению уровня гетерозиготности популяции.
[ гетерозиготность • генетическое разнообразие • панмиксия • инбридинг • неполное доминирование ]

10. Рецессивные признаки

На территории обитает популяция шмаргов, которая через некоторое время по неудачному стечению обстоятельств полностью вымирает. Вам предоставлена редкая возможность вмешиваться в геном шмаргов. Помогите им выжить.

Модель демонстрирует эволюционное преимущество диплоидных организмов перед гаплоидными.
[ диплоидность • полное доминирование • неполное доминирование]

11. Мутационная изменчивость

Вам требуется заселить остров популяцией ургов, которые размножаются исключительно бесполым путем.
Определите, какие признаки окажутся полезными при адаптации к новым условиям обитания.

Модель демонстрирует роль мутационной изменчивости при приспособлении к условиям обитания.
[ мутационная изменчивость • естественный отбор • покровительственная окраска ]

12. Генетическое разнообразие

Выясните экспериментальным путем, почему опасно быть
слишком хорошо приспособленным к среде обитания.

Модель посвящена важной роли поддержания генетической изменчивости популяции.
[ генетическое разнообразие • специализация • типы размножения • покровительственная окраска ]

13. Типы размножения

Превратите невыразительную серую популяцию ворков в яркую и разноцветную!

Модель отражает преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.
[ типы размножения • рекомбинация • приспособленность • покровительственная окраска ]

14. Поток генов

Выясните, чем может быть чревата полная изоляция от остальных!

Модель свидетельствует, что миграции между популяциями могут способствовать повышению генетического разнообразия популяции и ее эволюционному успеху.
[ изоляция • дивергенция • поток генов ]

Половой отбор

15. Половой диморфизм *

Как возникает и как поддерживается половой диморфизм в популяции?
Узнайте это, экспериментируя с популяцией разноцветных яргов, обитающих на зеленом лугу.

Модель демонстрирует роль полового отбора в эволюционном процессе.
[ естественный отбор • половой отбор • половой диморфизм ]

16. Межпопуляционная дивергенция *

На семи островах живут разноцветные смурги.
Сделайте самок на всех островах одинаковыми, а самцов – разными по окраске.

Модель демонстрирует роль изолирующих механизмов и полового отбора в дивергенции (расхождении по признакам) популяций вида.
[ половой отбор • изоляция • дрейф генов • покровительственная окраска ]

17. В пользу редких

Дрейф генов драматически снижает разнообразие популяции биргов.
Помогите биргам противостоять этому!

Модель посвящена эволюционной значимости полового отбора.
[ дрейф генов • половой отбор • генетическое разнообразие ]

18. Половой отбор

Бедным мургам совсем нет покоя – хищники все охотятся и охотятся, а ландшафт все сменяется и сменяется.
Как поступить мургам в такой ситуации?

Модель посвящена эволюционной значимости полового отбора и поддержания генетического разнообразия.
[ половой отбор • генетическое разнообразие • покровительственная окраска ]

Взаимодействия близких видов

19. Экологическое высвобождение

За зелеными юргами нужен глаз да глаз – только отвернешься, а они уже захватили всю территорию.
Как заставить юргов ограничить свои притязания?

Модель подходит для демонстрации экологического высвобождения.
[ экологическая ниша • межвидовая конкуренция • экологическое высвобождение ]

20. Захват территории

Желтые марги и красные бурги стремятся захватить рыжие холмы.
Узнайте, кому достанется победа!

Модель демонстрирует связь размера популяции с ее устойчивостью к проникновению вида-конкурента.
[ экологическая ниша • межвидовая конкуренция ]

21. Поглотительная гибридизация

Поглотительная гибридизация близких видов – жмыргов и сбургов – приводит к полному вымиранию сбургов.
Помогите сбургам эффективно противостоять конкуренту!

Модель посвящена поглотительной гибридизации, которая может привести к вымиранию малочисленного вида.
[ межвидовая конкуренция • поглотительная гибридизация ]

22. Избирательность скрещиваний

На пяти островах сталкиваются два вида – нурги и шморги – конкурирующие за территорию.
Обеспечьте преимущество в захвате островов сперва шморгам, а затем нургам!

Модель посвящена роли поведенческих изолирующих механизмов в сохранении вида.
[ половой отбор • изолирующие механизмы • межвидовая конкуренция ]

Интересные примеры из живой природы

Эволюционно стабильные стратегии

Лаборатория позволяет моделировать и изучать становление социального поведения

Краткое описание принципов работы лаборатории
Инструкции для самостоятельной работы с моделями

Агрессия и миролюбие

01. Драка за пищу

В популяции щурсов есть агрессивные и трусливые особи. Агрессивные устраивают драки за пищу,
трусы никогда не дерутся. Выясните, какая стратегия поведения окажется более успешной.

Вводная модель, знакомящая пользователя с понятием эволюционно стабильной стратегии поведения.
[ эволюционно стабильная стратегия • конкуренция • репродуктивный успех ]

02. Отпор агрессорам

Агрессивные ярсы проникают на участок трусливых и со временем полностью их вытесняют.
Защитите трусливых ярсов от агрессоров!

Модель демонстрирует, что в популяции возможно сосуществование нескольких стратегий поведения, ни одна из которых не является эволюционно стабильной. Показывает, что успех представителей той или иной стратегии зависит от представленности других типов поведения в популяции.
[ разнокачественность особей ]

03. Забияки

Забияки только притворяются, что готовы драться за пищу, но сами в драки никогда не вступают.
Выясните, выгодно ли быть забиякой.

В эксперименте можно выяснить, что в зависимости от условий обман может быть выгодными и невыгодным.
Выгоден он в тех случаях, когда «тебе верят на слово», а невыгоден – когда необходимо подтверждение серьезности намерений.
[ притворство ]

04. Камень, ножницы, бумага

В популяции турсов есть агрессоры, трусы, забияки и хитрецы.
Кто из них может долго жить друг с другом и почему?

Модель демонстрирует возможность стабильного сосуществования трех стратегий поведения в одной популяции.
[ разнокачественность особей ]

05. Рациональное использование

Хорошо ли живется особям с поведенческой стратегией, которая побеждает все остальные?
Выясните это экспериментальным путем!

Модель свидетельствует, что самая эволюционно успешная стратегия поведения в популяции не обязательно обеспечивает особям максимально возможное благополучие. Стратегия, приверженцы которой нерационально используют ресурсы среды и не могут достичь высокой численности, может вытеснять другие стратегии поведения, при которых особям живется лучше и плотность популяции выше.
[ эволюционно стабильная стратегия • плотность популяции • парадокс заключенного ]

06. Условия среды

Агрессивные шмурсы так яростно дерутся за пищу, что вскоре погибают.
Спасите агрессоров от гибели!

Модель демонстрирует, как успех стратегии поведения зависит от условий среды. Условия среды могут быть как «внешними» для популяции – например, наличие и распределение пищи на территории, так и «внутренними» – присутствие в популяции представителей с другими стратегиями поведения.
[ агрессия • ритуальное поведение ]

Забота о потомстве

07. Родительское поведение

Шмарсы-альтруисты кормят и своих, и чужих детенышей, умные шмарсы кормят только своих детенышей,
а шмарсы-эгоисты не кормят никого и никогда. Кто победит в эволюционной битве?

Модель демонстрирует преимущества проявления альтруизма к родственным особям перед другими стратегиями родительского поведения.
[ альтруизм • эгоизм • отбор родичей ]

08. За чужой счет

Среди шнурсов попадаются плохие родители, которые не заботятся о своих детенышах.
Выясните, что способствует распространению такого поведения.

Результаты эксперимента свидетельствуют о способности определенных стратегий поведения существовать исключительно за счет других.
[ альтруизм • эгоизм • отбор родичей • разнокачественность особей ]

09. Принцип компромисса

Всегда ли хорош принцип «все лучшее – детям?»
Установите это экспериментальным путем!

Модель посвящена принципу компромисса при оптимизации репродуктивного успеха. При недостатке ресурсов особь-родитель стоит перед выбором – кормить детенышей чаще, чтобы повысить их жизнеспособность, или обеспечить себе хорошую физическую форму перед следующим размножением.
В зависимости от условий среды то или иное поведение может оказаться более выгодным.
[ альтруизм • эгоизм • отбор родичей • принцип компромисса ]

Сотрудничество и обман

10. Охота вдвоем

Фрамсы охотятся на крупную добычу вдвоем, но порой халтурят при охоте, чтобы не перетрудиться.
Выясните, кому лучше живется – обманщикам-халтурщикам или честным особям.

Модель посвящена феномену, известному под названием «парадокс заключенного».
Стратегия, малоэффективно использующая ресурсы среды, вытесняет более эффективные стратегии.
[ парадокс заключенного • репродуктивный успех • плотность популяции ]

11. Око за око

Выясните, какая стратегия поведения защищает честных особей от нечестных!

В эксперименте продемонстрирована важная роль способности опознавать друг друга «в лицо» и запоминать исход предыдущих взаимодействий.
[ возвратный альтруизм • парадокс заключенного • око за око ]

12. Когда обманывать невыгодно

На участке обитают справедливые особи и особи-обманщики.
Установите, при каких условиях обманывать выгодно, а при каких – не очень.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что стратегия обманщиков проигрывает стратегии справедливости
только при многократных взаимодействиях особей (выполняется «итерированный парадокс заключенного»).
[ возвратный альтруизм • парадокс заключенного • око за око ]

13. Большинство

Может ли избыток доброты способствовать распространению злодеев?

Модель посвящена эффекту численности в закреплении того или иного типа поведения.
Исход эволюционной битвы примерно равных по успешности стратегий может зависеть от начальной численности их представителей.
[ парадокс заключенного • око за око ]

Альтруизм и эгоизм

14. Поделись с товарищем

На участке живут жадные и щедрые шнягсы.
Выясните, при каких условиях щедрые одержат верх над жадными и наоборот!

Модель демонстрирует, как успешность стратегии поведения зависит от условий среды.
[ эволюционно стабильная стратегия • принцип компромисса ]

15. Добропорядочность *

Помогите справедливым особям вытеснить жадин из популяции!

Модель позволяет создавать разные стратегии поведения и сравнивать их эволюционный успех друг с другом. В эксперименте можно выяснить, что добропорядочные стратегии и прощающие стратегии оказываются успешней недобропорядочных.
[ прощение • добропорядочность • око за око • возвратный альтруизм • парадокс заключенного ]

Интересные примеры из живой природы

Основы генетики и селекции

Лаборатория позволяет проводить скрещивания виртуальных животных
и выявлять закономерности наследственности и изменчивости

Краткое описание принципов работы лаборатории
Инструкции для самостоятельной работы с моделями

Аллельные взаимодействия (простые задачи)

01. Длина шерсти

Вводная модель для освоения правил работы в виртуальной лаборатории.
Выясните, как наследуется длина шерсти у кошек, скрещивая животных с длинной и короткой шерстью.

Модель демонстрирует классическое расщепление признаков при полном доминировании аллелей.
[ моногибридное скрещивание • законы Менделя ]

02. Белые пятна

Вы поймали длинношерстного кота сплошной окраски и короткошерстную кошку с белым низом тела.
Определите генотипы животных!

Модель демонстрирует расщепление признаков при дигибридном скрещивании.
[ дигибридное скрещивание • законы Менделя ]

03. Сиамский и бурманский

Сиамские кошки обычно имеют светлый корпус, темную мордочку, лапы и хвост.
У бурманских кошек корпус лишь ненамного светлее остального туловища.
Выясните, какие котята получаются при скрещивании сиамских и бурманских кошек.

Задача на моногибридное скрещивание.
[ моногибридное скрещивание ]

Сцепленное наследование

04. Рыжие и черные

Вы принесли домой рыжего кота, черного кота, рыжую кошку и черную кошку.
Узнайте, как наследуется рыжая окраска!

Задача, посвященная известному примеру наследования, сцепленного с полом.
[ сцепленное с полом наследование ]

Неаллельные взаимодействия

05. Тигровый и мраморный *

У вас есть кошка тигровой окраски (с узкими полосками) и кошка мраморной окраски (с широкими полосами, образующими мраморный рисунок). Выясните, как наследуется тип рисунка, скрещивая кошек с котом без полос.

Задача, иллюстрирующая неаллельные взаимодействия генов.
[ неаллельные взаимодействия генов ]

06. Полоски *

У полосатых кошек волос окрашен неравномерно: темные участки чередуются со светлыми.
Выясните, как полосатость проявляется у кошек разной окраски.

Задача, демонстрирующая эпистатическое действие генов и сцепленное с полом наследование.
[ эпистаз • сцепленное с полом наследование ]

Аллельные взаимодействия (сложные задачи)

07. Черный пигмент *

Черный пигмент эумеланин отвечает за развитие черного, шоколадного и коричного окраса кошек.
Установите принцип наследования этих трех типов окраски.

Задача, посвященная множественному аллелизму.
[ множественный аллелизм • полное доминирование]

08. Разбавление окраски *

Установите, как связаны друг с другом черный, шоколадный, голубой и лиловый окрасы кошек.

Модель знакомит пользователя с разнообразием основных кошачьих окрасов.
[ дигибридное скрещивание • полное доминирование ]

Летальные мутации

09. Вислоухость

Вы решили стать заводчиком вислоухих кошек и купили пару вислоухих животных – кота и кошку.
Выясните, какие трудности вас ожидают в селекционной работе.

Задача, демонстрирующая летальные мутации у кошек.
[ летальные мутации ]

10. Закрученные уши

Выясните, как наследуется признак закрученных назад ушей, скрещивая кота и кошку породы кёрл.

Задача, демонстрирующая расщепление признаков при полном доминировании аллелей.
[ моногибридное скрещивание ]

11. Запрещенный эксперимент

Выясните, что произойдет, если скрестить вислоухую кошку с котом породы кёрл, у которого уши закручены назад.

Задача, демонстрирующая комплементарное действие генов.
[ комплементарное действие генов • неаллельные взаимодействия • летальные мутации ]

12. Манчкины и мэнксы *

Установите генотип бесхвостой кошки породы мэнкс и коротколапого кота породы манчкин!

Модель посвящена летальным мутациям, приводящим к нежизнеспособности на эмбриональной стадии.
[ дигибридное скрещивание • летальные мутации ]

Селекция

13. Рыжий кёрл

Получите рыжего кота с закрученными назад ушами, проведя нужные скрещивания сидящих в вольере животных.

Задача на селекцию, знакомящая пользователя с некоторыми генами кошек.
[ селекция • полное доминирование • эпистаз ]

14. Вислоухий мраморный

Выведите вислоухого кота или кошку голубого окраса с мраморным рисунком.

Задача на селекцию, знакомящая пользователя с некоторыми генами кошек.
[ селекция • полное доминирование • летальные мутации • эпистаз ]

15. Бирманская кошка *

У вас есть коты и кошки разных окрасов. Выведите кошку или кота бирманской породы!

Задача на селекцию, знакомящая пользователя с некоторыми генами кошек.
[ селекция • полное доминирование • неполное доминирование ]

Анализирующее скрещивание

16. Черный кот

Вы поймали шесть одинаковых черных короткошерстных котов. Установите генотип каждого из них.

Задача на анализирующее скрещивание.
[ анализирующее скрещивание • полное доминирование ]

17. Тигровый дымчатый

В вольере сидят шесть одинаковых черных дымчатых котов с тигровыми полосками.
Определите генотип каждого из них.

Задача на анализирующее скрещивание.
[ анализирующее скрещивание • полное доминирование ]

Интересные примеры из живой природы

Клеточная биология

Лаборатория позволяет моделировать виртуальные одноклеточные организмы,
обменивающиеся веществом и энергией с окружающей средой

Краткое описание принципов работы лаборатории
Инструкции для самостоятельной работы с моделями

Растительная клетка

01. Автотроф

Как выжить, если в окружающей среде нет источников пищи?
Создайте организм, способный обитать в подобных условиях.

Модель посвящена строению растительных клеток и функциям содержащихся в них органелл.
[ растительная клетка • автотрофное питание ]

Животная клетка

02. Гетеротроф *

Из-за непредвиденных обстоятельств вы оказались в соленой подслащенной воде.
Создайте одноклеточный организм, способный существовать в данных условиях.

Модель посвящена строению животных клеток и функциям содержащихся в них органелл.
[ животная клетка • гетеротрофное питание ]

Организмы-бродильщики

03. Паразитическое простейшее *

В организме вида-хозяина тепло, темно, много пищи, но нет кислорода.
Выясните, какие клеточные структуры понадобятся одноклеточному паразиту для успешного существования.

Модель посвящена строению и обмену веществ паразитических простейших, обитающих в бескислородной среде.
[ паразитическое простейшее • анаэробный обмен • редукция органелл ]

04. Свободноживущий анаэроб *

Выясните, как выжить в среде, где нет кислорода.

Модель посвящена строению и обмену веществ свободноживущих обитателей бескислородной среды.
[ анаэробный обмен ]

Окислительный стресс

05. Защита от кислорода

Вы оказались в агрессивной среде, где очень высока концентрация кислорода, который ускоряет разрушение клеточных структур, окисляя молекулы органических веществ и выводя их из строя. Создайте одноклеточный организм, способный успешно противостоять губительному действию кислорода.

Модель посвящена способам защиты клетки от токсичных форм кислорода.
[ растительная клетка • автотрофное питание • защита от токсинов ]

Интересные примеры из живой природы

© ООО «1С-Паблишинг», 2013–2020 Пишите нам