ПРЕЗЕНТАЦИИ
ВИДЕОУРОКИ
СПРАВОЧНИК
Инструменты в моделях
БЫСТРЫЙ СТАРТ
|
СПРАВОЧНИК
Инструменты, используемые в моделях МК
Правка
|
Выбрать/переместить – инструмент для единичного выделения и перемещения. При нажатых Shift или Ctrl можно выбрать несколько объектов. |
|
Множественный выбор – выберите несколько объектов последовательно, переместите выбранные объекты. |
|
Многократное построение текущим инструментом. Если данная опция выключена, после каждого использования любого инструмента он будет автоматически переключаться на инструмент «Стрелка» (Выбрать/переместить). |
|
Удалить выделенные объекты. Также будут удалены все объекты, зависящие от выделенных. |
|
Отменить последнее действие. |
|
Вернуть последнее отмененное действие. |
Построения
|
Точка – поставьте одним из трех способов: 1) свободная точка; 2) точка на линии (подведите курсор так, чтобы подсветить требуемую линию); 3) точка пересечения двух линий (подведите курсор так, чтобы одновременно подсветить две линии). |
|
Точка пересечения – последовательно выделите инструментом две линии. Если линии пересекаются в нескольких точках, то появятся сразу все точки пересечения. Если в результате перемещений линии перестают пересекаться, точки пересечения временно исчезают, но снова появляются, если пересечение восстанавливается. |
|
Разделить отрезок пополам – выделите или создайте две крайние точки (или выделите существующий отрезок), чтобы построить точку, равноудаленную от двух заданных точек. |
|
Разделить отрезок на N равных частей – в диалоговом окне укажите число частей разбиения и последовательно выделите или создайте две крайние точки (или выделите существующий отрезок), чтобы построить точки, которые делят отрезок на N равных частей. |
|
Отрезок – последовательно выделите или создайте две точки. |
|
Ломаная состоит из отрезков, которые последовательно соединяют выделенные или созданные точки.
Чтобы закончить построение, нажмите Enter, либо дважды щелкните при создании последней точки. |
|
Прямая – выделите или создайте две точки. |
|
Параллельная прямая – это прямая, проходящая через заданную точку параллельно заданному прямолинейному объекту. Последовательно выделите прямолинейный объект и точку. |
|
Перпендикулярная прямая – это прямая, проходящая через заданную точку перпендикулярно заданному прямолинейному объекту. Последовательно выделите прямолинейный объект и точку. |
|
Серединный перпендикуляр – последовательно выделите или создайте два конца отрезка; также можно выбрать уже существующий отрезок или вектор. |
|
Горизонтальная прямая – выделите или создайте точку, через которую прямая будет проходить. |
|
Вертикальная прямая – выделите или создайте точку, через которую прямая будет проходить. |
|
Луч – выделите или создайте две точки, где первая будет являться началом луча. |
|
Разделить угол пополам (биссектриса) – первая выбранная точка должна лежать на первой стороне угла, вторая определяет вершину, а третья должна лежать на второй стороне угла. |
|
Разделить угол на N равных частей – первая выбранная точка должна лежать на первой стороне угла, вторая определяет вершину, а третья должна лежать на второй стороне угла. Будет построен набор лучей, разбивающих угол на N равных частей. |
|
Отложить угол – позволяет построить угол в необходимом месте, задавая величину угла одним из трех способов:
1) Указать три точки: первая выбранная точка должна лежать на первой стороне угла, вторая определять вершину, а третья лежать на второй стороне угла. 2) Указать на листе выражение, измерение или параметр, значение которого задаст меру угла (в радианах; в градусах – если выбрано измерение, созданное при помощи инструментов "Величина угла" или "Величина дуги". 3) Указать отметку угла, который нужно отложить. |
|
Многоугольник (внутренность многоугольника + отрезки-стороны) – последовательно выделите или создайте точки. Чтобы закончить построение – либо нажмите Enter, либо дважды щелкните при создании последней точки, либо выберите повторно последнюю или первую точку. |
|
Внутренность многоугольника – последовательно выделите или создайте точки. Чтобы закончить построение – либо нажмите Enter, либо дважды щелкните при создании последней точки, либо выберите повторно последнюю или первую точку. |
|
Равносторонний треугольник – выделите или создайте две точки, которые станут двумя вершинами правильного треугольника. |
|
Квадрат по диагонали – выделите или создайте две точки, которые станут противоположными вершинами квадрата. |
|
Правильный N-угольник по центру и вершине – в диалоговом окне укажите число вершин, а затем укажите или постройте две точки, которые станут центром и одной из вершин правильного многоугольника. |
|
Окружность по центру и точке – укажите или постройте две точки: первая является центром, а вторая определяет радиус (лежит на самой окружности). |
|
Окружность по радиусу и центру – задайте радиус окружности одним из трех способов: 1) укажите отрезок; 2) укажите или постройте пару точек; 3) укажите выражение, измерение или параметр, значение которого будет определять радиус. Для завершения работы укажите или постройте точку, определяющую центр. |
|
Дуга по трем точкам – выделите последовательно или создайте три точки (первая и третья выбранные точки являются концами дуги). |
|
Дуга по окружности и 2-м точкам – выделите последовательно окружность и две точки. Ограничивающие точки не обязательно должны лежать на окружности. |
|
Круг – укажите окружность, чтобы создать ее внутреннюю область (круг). |
|
Эллипс, описанный вокруг параллелограмма – выделите или постройте три точки, являющиеся вершинами параллелограмма. В результате будет создан эллипс вместе со своим центром. |
|
Эллипс, вписанный в параллелограмм – выделите или постройте три точки, являющиеся вершинами параллелограмма. В результате будет создан эллипс вместе со своим центром. |
Вычисления
|
Выражение – щелкните по холсту, при этом откроется калькулятор, в котором нужно задать вычисляемую формулу. При задании формулы можно использовать созданные ранее функции, параметры и другие выражения, указывая их на холсте. Для редактирования вычисляемой формулы в ранее созданном Выражении откройте калькулятор двойным щелчком по Выражению. |
|
Параметр – это объект, который имеет текущее числовое значение, изменяемое при помощи кнопок-стрелок, ползунка или вводом значения с клавиатуры. Укажите место на листе, где будет создан объект Параметр, при этом откроется диалог редактирования параметра. |
|
Длина отрезка, окружности или дуги – укажите отрезок, вектор, окружность, дугу или пару точек. При этом появится объект-выражение с измеренным значением длины. |
|
Периметр – укажите внутренность многоугольника или последовательно вершины многоугольника. В результате измерения создается объект-выражение. Инструментом можно также измерить длину окружности или дуги, выбрав их на листе. |
|
Радиус окружности или дуги – укажите окружность или дугу. При этом появится объект-выражение, возвращающий радиус. |
|
Отношение длин двух отрезков или тройки точек. 1) Если указать два отрезка, будет измерено отношение длины первого отрезка к длине второго отрезка. 2) Если выбрать тройку точек A, B и C на одной прямой, будет измерено отношение AB/BC, модуль значения которого определяется отношением длин AB и BC, а знак – порядком расположения точек на прямой. 3) Если выбрана тройка точек A, B и C, не лежащих на одной прямой, будет измерено отношение AB/BC. |
|
Площадь области – выделите область или последовательно укажите вершины многоугольника. Появится объект-выражение, возвращающий значение площади. |
|
Величина угла – последовательно выделите или постройте три точки, определяющие угол. При этом появится объект-выражение, возвращающий величину угла в градусах. |
Графики
|
Сдвиг графика вдоль оси ординат.
Инструменты преобразования графиков позволяют создавать графики и функции на основе уже существующих объектов. Выберите график или функцию, а также укажите параметр или место для его создания. Если инструмент был применен к графику, то в результате будет создан график и функция, если к функции – только функция. Изменение исходного графика (функции) приведет к изменению преобразованного объекта. |
|
Сдвиг графика вдоль оси абсцисс |
|
Растяжение графика вдоль оси ординат |
|
Растяжение графика вдоль оси абсцисс |
|
Точка по координатам – при вызове открывается диалог для задания координат точки. Если на листе имеется один или более фреймов, на последнем шаге необходимо указать фрейм, где будет располагаться точка. |
Операции
|
Параллельный перенос – последовательно выделите объекты, преобразование которых необходимо выполнить. По окончании выбора нажмите Enter или дважды щелкните по последнему объекту. Далее задайте вектор переноса одним из трех способов: 1) Численно, вызвав диалог повторным нажатием Enter. 2) Парой точек – началом и концом вектора переноса, указав или построив на листе две точки. 3) Вектором, указав на чертеже вектор (или отрезок). В результате будут созданы преобразованные объекты и дополнительный объект Параллельный перенос. |
|
Поворот – последовательно выделите объекты, преобразование которых необходимо выполнить. По окончании выбора нажмите Enter или дважды щелкните по последнему объекту. Далее задайте центр поворота одним из двух способов: 1) Численно, вызвав диалог повторным нажатием Enter. 2) Точкой, указав или построив ее на листе. Затем необходимо задать угол поворота одним из двух способов: 1) Численно, вызвав диалог для ввода величины угла повторным нажатием Enter. 2) Тремя точками, указав их на листе. Первая точка должна лежать на одной стороне угла, вторая – задавать вершину, а третья – лежать на другой стороне угла. В результате будут созданы преобразованные объекты и дополнительный объект Поворот. |
|
Осевая симметрия – последовательно выделите объекты, преобразование которых необходимо выполнить. По окончании выбора нажмите Enter или дважды щелкните по последнему объекту. Затем укажите ось симметрии, выбрав на листе прямолинейный объект. В результате будут созданы преобразованные объекты и дополнительный объект Осевая симметрия. |
|
Гомотетия – последовательно выделите необходимые объекты. По окончании выбора нажмите Enter или дважды щелкните по последнему объекту. Далее нужно задать центр гомотетии одним из двух способов: 1) Численно, вызвав диалог повторным нажатием Enter. 2) Точкой, указав или построив ее на листе. Затем необходимо задать коэффициент гомотетии одним из двух способов: 1) Численно, вызвав диалог повторным нажатием Enter. 2) Тремя точками O, A и B, указав их на листе (обозначения точек могут быть другими). В этом случае коэффициент гомотетии будет определяться отношением OA/OB. В результате будут созданы преобразованные объекты и дополнительный объект Гомотетия. |
|
Чтобы совершить одну из арифметических операций, нужно выбрать соответствующий инструмент и последовательно выделить выражения (или другие объекты), которые необходимо задействовать. По окончании нажать Enter или дважды щелкнуть по последнему объекту.
Сумма позволяет складывать: 1) Произвольные выражения (получится выражение, являющееся суммой выбранных). 2) Параметры (получится выражение, являющееся суммой выбранных параметров; параметры можно также складывать с выражениями). 3) Векторы или отрезки (получится суммарный вектор, точку приложения которого необходимо указать на последнем шаге). 4) Функции (получится функция, являющаяся суммой выбранных). 5) Области (получится область, являющаяся объединением выделенных). |
|
Разность – первый выделенный объект будет уменьшаемым, а все остальные – вычитаемыми. 1) Произвольные выражения (получится выражение, являющееся разностью выбранных). 2) Параметры (получится выражение, являющееся разностью выбранных параметров; можно также находить разность между параметрами и выражениями). 3) Векторы или отрезки (получится результирующий вектор, точку приложения которого необходимо указать на последнем шаге). 4) Функции (получится функция, являющаяся разностью выбранных). 5) Области (получится область, являющаяся разностью выбранных). |
|
Произведение позволяет перемножать: 1) Произвольные выражения (получится выражение, являющееся произведением выбранных). 2 Параметры (получится новое выражение, являющееся произведением выбранных параметров; параметры можно также умножать на выражения). 3) Векторы или отрезки (получится выражение, являющееся скалярным произведением двух векторов). 4) Векторы или отрезки на число (произвольное выражение или параметр; получится вектор, точку приложения которого необходимо указать на последнем шаге). 5) Функции (получится функция, являющаяся произведением выбранных). 6) Области (получится область, являющаяся пересечением выбранных). 7) Преобразования (получится преобразование, являющееся композицией выбранных). |
|
Частное – первый выделенный объект будет делимым, а все остальные – делителями. 1) Произвольные выражения (получится выражение, являющееся частным выбранных выражений); 2) Параметры (получится новое выражение, являющееся частным выбранных параметров; находить частное можно также между параметрами и выражениями); 3) Функции (получится функция, являющаяся частным выбранных). |
|
Чтобы совершить одно из действий с областями, нужно последовательно выделить области, которые необходимо задействовать. По окончании нажать Enter или дважды щелкнуть по последнему объекту.
Объединение – будет создана область, содержащая все те точки плоскости, которые принадлежат хотя бы одной из выбранных областей. |
|
Пересечение – будет создана область, содержащая все те точки плоскости, которые принадлежат всем выбранным областям. |
Оформление
|
Обозначение или текстовое поле. Инструмент позволяет : 1) Создать обозначение геометрического объекта – укажите объекты, у которых нужно показать обозначение. Первоначально обозначение объекта возникает автоматически, чтобы отредактировать, дважды щелкните по нему. 2) Создать самостоятельный объект – Текст. Щелкните по нужному месте на листе и растянуть поле, удерживая нажатой левую клавишу мыши. В созданном поле можно набрать текст. Отредактировать содержимое можно дважды щелкнув по текстовому блоку. |
|
Отметка штрихами отрезка, дуги – выделите отрезок, дугу или точки, являющиеся концами отрезка. При повторном выделении отрезка (дуги) с уже существующим штрихом произойдет увеличение количества штрихов на этом отрезке (дуге). |
|
Отметка угла – последовательно выделите три точки, определяющие первую сторону угла, его вершину и вторую сторону. |
|
Цвет – выберите в выпадающем меню на инструментальной панели и укажите объекты, которые необходимо окрасить. Инструмент может работать и в режиме команды: сначала выделите требуемые объекты, а потом укажите нужный цвет. |
|
Стиль линии – выберите желаемый тип линии в выпадающем меню и щелкните по требуемому объекту. Инструмент может работать и в режиме команды: сначала выделите требуемые объекты, а потом выберите стиль. |
Вид
|
Скрыть/показать – переключает свойство "Объект виден" у выбранных объектов – последовательно укажите объекты. Инструмент может работать и в режиме команды: сначала выделите требуемые объекты, а потом вызовите инструмент. |
|
Показывать скрытые объекты – будут показаны все объекты, ранее созданные пользователем в модели и скрытые при помощи инструмента Скрыть/показать. |
|
Рисовать/прекратить рисование следа. След – это растровый отпечаток объекта на листе, остающийся при движении объекта. |
|
Прекратить рисование всех следов – останавливает отслеживание всех объектов. |
|
Удалить все следы – удаляет с листа все растровые отпечатки. |
|
Изменить масштаб – щелкните на лист или фрейм и, удерживая нажатие, потащите: влево-вниз – чтобы уменьшить масштаб, вправо-вверх – чтобы увеличить масштаб. |
|
Вернуться к исходному масштабу – если масштаб листа или фрейма был изменен. Сначала выделите фрейм, а затем вызовите команду. Если никакой фрейм не выделен, она будет применена к текущему листу. |
|
Сдвинуть лист – позволяет «перетаскивать» область видимости листа или фрейма. |
|
Вернуться к центру – если центр листа или фрейма был сдвинут. Сначала выделите фрейм, а затем вызовите команду. Если никакой фрейм не выделен, она будет применена к текущему листу. |
|