1С:Виртуальная лабораториягруппа разработки творческих конструкторских сред |
Математический конструкторлучшая российская программа динамической математики |
Мы предлагаем
наши продукты и сервисы
|
Примеры моделей
какие бывают модели
|
Как использовать модели
на занятиях и в учебных пособиях
|
Помощь пользователям
учимся работать с моделями
|
О программе
команда и партнеры
|
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ |
||||||||||||||||
Примеры моделей 1. Иллюстрации 2. Манипулятивные модели 3. Конструктивные задания 4. Задания с проверкой 5. В роли учителя 6. Виртуальные эксперименты |
1. ИллюстрацииПотребность сопроводить задачу иллюстрацией – одна из наиболее простых, но и наиболее часто возникающих на практике. В чем преимущество использования «Математического конструктора» для рисования таких иллюстраций? Сравним различные технологии построения чертежей.
1.1. Рисуем сложный геометрический чертежВ качестве первого примера рассмотрим иллюстрацию к теореме об окружности девяти точек. Построить этот, не столь уж простой чертеж с помощью коллекции макросов «Математического конструктора» – дело нескольких минут, и, что самое важное, при этом мы можем подобрать такую форму исходного треугольника, при которой четко видны все 9 рассматриваемых точек – такой чертеж можно вставлять в печатный документ.
Приведенная модель не только дает хороший чертеж, но и позволяет экспериментально убедиться в справедливости теоремы, варьируя треугольник, а также показывает построение по шагам и может быть использована на уроке. Разумеется, при изучении геометрии не всегда нужно выполнять чертеж тщательно, доказательства можно проводить и при помощи эскизов, выполненных палочкой на песке. И все же удобный инструмент для создания аккуратных геометрических чертежей, которые порой способны подсказать ученику путь решения задачи, помешать не может. 1.2. Многовариантный чертеж: теорема ДезаргаСам по себе чертеж к следующему примеру достаточно легко построить. Его особенность в другом – данные точки (вершины треугольников и центр перспективы O) можно произвольно перемещать, при этом конфигурация изменяется едва ли не до неузнаваемости. А для применения этой теоремы важно уметь ее увидеть в рассматриваемой фигуре. В книгах иногда помещают несколько вариантов расположения точек и прямых. Но все возможные случаи представлены в одной динамической модели. Наблюдать за ее преобразованиями весьма поучительно.
Обратите внимание, что для большей ясности чертежа в нем использована возможность построения «укороченных» прямых, т.е. прямых, представленных отрезками длина которых динамически изменяется так, чтобы этот отрезок всегда содержал все построенные на прямой точки. 1.3. Строим графики функций аккуратноСледующий пример иллюстрирует графическое решение уравнения Интуиция в данном случае нас обманывает: если нарисовать графики левой и правой частей уравнения от руки, то мы «ясно увидим», что уравнение имеет один корень – на пересечении обоих графиков с прямой y = x (т.е. корень уравнения (1/16)x = x). Но нетрудно заметить и проверить подстановкой, что числа x = 1/2 и x = 1/4 тоже являются корнями. Откуда же они берутся?
Если построить графики в «Математическом конструкторе», то программа найдет три точки их пересечения, хотя в окрестности этих точек при «нормальном» масштабе графики «слипаются». Пользуясь инструментом Изменить масштаб можно укрупнить изображение и увидеть, каким образом графики «переплетаются».
|
© ООО «1С-Паблишинг», 2007–2022 © ООО «Виртуальная лаборатория», 2009–2022 |
Пишите нам |